Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Ахмет Ярлыкапов прокомментировал конфликтные ситуации со строительством мечетей в России. Беседовала Ольга Сибирева.
- В нескольких регионах России сложились проблемные ситуации со строительством мечетей. В частности, в Калининградской области мусульманская община оспаривает судебное решение о запрете строительства мечети. И в Пятигорске был конфликт, сейчас он вроде бы разрешился, но после того, как муфтий фактически пригрозил неповиновением и беспорядками. Можете объяснить, почему власти не дают мусульманам строить мечети?
Это все результат упущений в государственной религиозной
политике. В Калининграде и Пятигорске совсем запущенные ситуации, когда дело
дошло до конфликтов. В Пятигорске просто решили выделить другой участок, а
фактически построенную мечеть разрушить все равно. Это позор и для страны, и
для региона, практически населенного мусульманами: Ставропольский край –
единственный регион округа, где мусульмане не преобладают.
Почему это происходит? Рыба всегда гниет с головы: вопрос не решен и в самой Москве. На город с огромным количеством мусульман всего четыре мечети, которые совершенно не справляются в дни праздников, когда все мусульмане по канонам религии обязаны прийти в мечеть и помолиться. Видно же, что происходит серьезное ухудшение дорожной ситуации. Если бы вопросы строительства мечетей решались, такого безобразия не было бы.
Очень часто органы власти идут на поводу у местных жителей. Но посмотрите, что творится с «Программой 200» в Москве: формально православные жители тоже ведь против строительства церквей, тем не менее, церкви строятся. А когда дело доходит до мечетей, сразу же поднимается вопрос: жители против. Получаются двойные стандарты, когда мнение жителей в одном случае учитывается, а в другом не учитывается.
Всегда можно использовать нормально работающий механизм
согласования выделения земли. И уж если разрешили строить, ни в коем случае
нельзя то, что построено, разрушать: любое разрушение культового здания
воспринимается верующими очень болезненно, как в случае с Пятигорском. Я очень
надеюсь, что, несмотря на разрушение построенной мечети, все там разрешится и
будет построено новое здание, пусть в другом месте. Но сама ситуация очень
некрасивая и говорит об упущениях местных властей.
- На Ваш взгляд, позиция муфтия Ставрополья, говорившего о возможных беспорядках среди мусульман – это был шантаж, проверка, поддадутся власти или не поддадутся, или действительно ситуация до такой степени обострена, что люди могли бы выйти на улицы, чтобы протестовать?
Я бы не стал употреблять слово «шантаж». Это столица Северокавказского округа. Кроме того, район Пятигорья, Минеральных вод – место традиционного проживания мусульман, там издавна жили ногайцы, кабардинцы. Т.е. ислам в этом районе – традиционная религия. Мечети строят не пришлые люди, не иностранцы, а местные жители, наши с вами сограждане, имеющие на это полное право.
Позиция муфтия ни в коем случае не была шантажом. Это было, во-первых, отражение реальной ситуации. У мусульман в последнее время очень много случалось того, что ставило под сомнение нормальное отношение власти к ним: запреты хадисов – второго источника после Корана, запрет перевода Корана в Краснодарском крае (позднее запрет был отменен - Ред.). Еще и этот случай с разрушением построенного здания мог привести к серьезным возмущениям среди мусульман.
Во-вторых, сами довольно резкие слова муфтия, мне кажется, отражают его отчаяние: люди во всех отношениях лояльные государству вынуждены переходить на такую риторику, потому что сама политика по отношению к ним переходит всякие разумные пределы. Здесь было отчаяние человека, который проявляет лояльность, но при этом не встречает поддержки со стороны государственных органов.