Борис Кнорре: «С помощью языка вражды ничего не построишь»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Доцент философского факультета Высшей школы экономики Борис Кнорре прокомментировал для Центра «Сова» протесты православной общественности против рок-концертов в разных регионах России. Напомним, недавно «православные активисты» способствовали срыву гастролей польской группы «Behemoth», а теперь добиваются отмены выступлений Мэрилина Мэнсона.

 

Когда в 1990-е гг. возрождалось православие, то негативное отношение к року было последовательной позицией. Я имею в виду самое начало 1990-х, когда люди только начали массово приходить в Церковь и пришедшие к православию через рок еще не успели привнести любовь к року в новую православную реальность. Священники и верующие, практиковавшие православие в советское время, отрицали какую бы то ни было возможность примирения с роком для людей с православным мировоззрением. Помню, как о. Олег Стеняев последовательно разоблачал рок с точки зрения православия.

Потом, в 2000-е гг. миссионерская линия Московской патриархии внесла существенную корректировку, была заявлена стратегия, ориентированная на использование всевозможных культурных форм, чтобы привлечь больше людей к Церкви, больше влияния оказать. Эта стратегия, напротив, обнаружила всеядность, когда начали пытаться воцерковлять всех и вся – «нашистов», футболистов, рокеров и вообще разного рода субкультуры. Сейчас отчасти эта линия используется в официальной церковной политике, в особенности, когда нужно показать, что православие со всеми, всех поддержит, если эти все являются национальными союзниками или что вернее - идеологическими союзниками российской политической элиты.

К сожалению, во многом, водораздел проходит не по культурным формам, которые могут быть приемлемы или неприемлемы, а по линии «наши – не наши». Если бы этот рок был российский, пусть и более жесткий, чем у Мэрилина Мэнсона, то мы бы его поддерживали или, по крайней мере, против него никто бы не выступал. Протесты православных против рок-концертов зачастую имеют политическое измерение, и такая идеологизированность дискредитирует социальную активность православных.

Противоречивость ситуации в том, что, несмотря на официальную общую стратегию широкой миссии, есть еще стратегия фундаменталистского, рестриктивно-охранительного характера, проявляющаяся в том числе и отношении к культуре и в формировании самого языка церковно-общественных обращений. Мне кажется, эта стратегия оказывается все более популярной. Некоторые священники, как, например, о. Александр Шумский, используют милитаристские или даже лагерные клише в своих статьях. Стоит заметить, что тюремная стилистика, присутствующая в некоторых песнях, пользующихся популярностью у российского слушателя, не вызывает того протеста у православных, как рок-культура. Более того, есть священники, которые и сами слушают эти песни.

В то же время я понимаю, что верующие могут иметь тоску по гомогенному общественному пространству, им не нравятся явления, стилистически не вписывающиеся в православную культуру, а таких явлений достаточно много. Православные в праве протестовать, у них есть своя мотивация. Людям, мыслящим в России с либеральных позиций, нужно понимать эту внутреннюю мотивацию, понимать, что все люди разные и имеют право на свою позицию.

Но, конечно, я считаю, что протесты с применением силы недопустимы. Проблема в том, что протестующие предлагают в большей степени не защиту своего, а нападение на другого, не сохранение своего, а уничтожение другого. К сожалению, это процесс общемировой, потому что распространен не только в России, но в мусульманских странах тоже наблюдается обскурантизм в пандан процессам постсекуляризации, сопряженный с редуцированием форм культурной жизни. Идет протест не только против секулярного мира и разных синкретических ценностей, но против самих достижений исламской культуры, суфизма, например, о чем хорошо пишет пакистанский ученый Первез Худбой. Но в этом нужно видеть вину не только тех, кто придерживается обскурантистской позиции, но и вину западного мира за непонимание того, что у людей может быть и потребность в другой культуре. Система многообразной западной культуры, в которой каждый индивидуум может выбирать свое, имеет свои достоинства, но не все могут ее принять, не все народы к этому готовы. И это важно понимать.

Если вернуться к российской ситуации, то главная проблема не в роке, а в общей тенденции к огрублению и редукции православной культуры. Это еще и влияние советского времени. К сожалению, в языке православных часто просвечивает риторика враждебности, бичевания, травли, активно использовавшаяся в сталинские 30-е годы, в том числе и в процессе гонений на Церковь. Такой вот парадокс. Этот язык вражды легок для усвоения, не требует каких-то усилий, но с его помощью сегодня уже ничего конструктивного не скажешь и не построишь. Более того, он приводит не только к локальной культурной войне, но и травле по отношению друг ко другу. Если общество или какая-либо социальная группа допускает в какой-то момент язык травли по отношению к оппонентам, то рано или поздно этот дух травли придется пожинать тем, кто его пестует, он проявится и во внутренних отношениях этого общества.
Ссылки на данную статью [1]