Роман Лункин: «К букве закона разные стороны обращаются именно вследствие личного конфликта»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал для Центра «Сова» ситуацию с закрытием домового храма при училище в Свердловской области.

Закрытие домового храма в поселке Рефтинский Свердловской области является хорошим примером того, как применяется религиозное законодательство в России. Во всех наших законах так или иначе прописаны нормы свободы совести и даже соблюдения светскости государства и светскости образования. Но, как правило, о таких положениях законодательства, как беспристрастность госслужащих и должностные взыскания и иные санкции за то, что они действуют только в пользу какой-либо идеологии или религии, используя свое служебное положение, никто не помнит. Мало кто знает также и о том, что на территории государственных учреждений не должно быть церквей для соблюдения все той же светскости (но часовни, как, к примеру, на территории Мосгорсуда, существуют).

В сфере образования ситуация, как это ни странно, намного лучше, чем в других сферах, где присутствие православия, духовенства, молельных комнат или часовен, церквей (особенно, в воинских частях) пущено на самотек и зависит от личных взаимных симпатий как церковного, так и светского начальства. В образовании все далеко не так.

Учителя и департаменты образования, за некоторыми исключениями, в большинстве регионов России проявляют скорее настороженность, если не враждебность по отношению к Церкви и к присутствию духовенства в школах. Роль религии в школах никак нельзя было спустить на тормозах, поскольку пристальное внимание к этому вопросу было приковано давно, а с 2009 года - пресса и работники сферы образования только и обсуждали, как основы религиозных культур и светской этики будут преподаваться в школах. Следствием этого стало то, что большинство учащихся России изучает светскую этику, а церкви, часовни или молельные комнаты в обычных неправославных школах - большая редкость. С этой точки зрения, ликвидация храма в профтехучилище логична и естественна, так как религиозная организация как юридическое лицо, действительно, по закону не может существовать в светском образовательном учреждении.

Причиной ликвидации храма стала личная ссора разных сторон конфликта - руководства училища, инспектора по делам несовершеннолетних, муж которой работает в училище. Возможно, не случайно епископ Каменский и Алапаевский Мефодий сразу сменил настоятеля прихода в профтехучилище, который был против ликвидации храма.

Показательно, что к букве закона разные стороны обращаются именно вследствие личного конфликта, невзирая на лица, на статус РПЦ и на то, что священник и сам приход приносили реальную пользу воспитанникам. С такого рода ситуациями еще не раз придется столкнуться представителям РПЦ. Однако надо помнить, что в значительном количестве случаев церковная проповедь, социальное служение, разговор о православии в школах, тюрьмах, воинских частях, домах престарелых и т.д. приносит ощутимую пользу, элементарно нравится людям, и поэтому рано или поздно будет занимать ключевое место в общественной жизни, если Церковь научится договариваться с людьми.