Николай Митрохин: «Архимандрит Тихон и Малофеев будут привносить черносотенные идеологемы русского православия»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин прокомментировал для Центра «Сова» предложения представителей Русской православной церкви и православной общественности, высказанные в рамках обсуждения проекта «Основ государственной культурной политики».

 

Данная инициатива находится в русле попыток государства и различных лоббистских идеологических групп ограничить свободу выражения и свободу высказываний в России. Поскольку направления общественной, государственной экономической жизни, которые ранее не были ограничены какими-либо законами или не были введены в рамки каких-либо государственных концепций, президентом рассматриваются как недостаточно контролируемые, то готовится эта абсолютно никому не нужная концепция государственной культурной политики – проект, однозначно осужденный российской культурной общественностью, как оппозиционной, так и вполне системной.

Пропутинские группы пытаются использовать механизм принятия подобных концепций для лоббирования собственных интересов. В случае с «Основами государственной культурной политики» мы наблюдаем, как определенные идеологические силы внутри Русской православной церкви пытаются, пользуясь своим политическим влиянием, «продавить» некие полезные с их точки зрения для церкви нормы. В обсуждении проекта участвуют только митрополит Илларион (Алфеев), архимандрит Тихон (Шевкунов) и Константин Малофеев – председатель Фонда Василия Великого, формально никак не связанного с церковью. 

Известно, что архимандрит Тихон, помимо того, что является председателем Патриаршего совета по культуре, входит в состав попечительского совета Фонда Василия Великого. Фонд в настоящий момент в фаворе у властей как наиболее активная общественная организация, участвовавшая в аннексии Крыма и поддержке пророссийских боевиков на территории Донбасса. Соответственно, в ходе обсуждения предложенного проекта борются не пропутинские лоббисты и противостоящие им широкие группы интеллигенции, а имеющая большой общественно-политический вес группа, де-факто реализовывавшая на территории Восточной Украины российскую государственную политику, и относительно слабые общественные деятели от культуры. Ясно, что в таких условиях первая группа, скорее всего, проведет свою инициативу.

Вопрос в том, что именно православного привнесет эта группа в содержание данной концепции. И здесь возникают опасения, поскольку архимандрит Тихон известен не только как настоятель крупного монастыря и предполагаемый духовник Путина, во всяком случае, священник, который с ним несколько раз встречался в начале 2000-х гг., но и как известный русский националист, контактировавший с обществом «Память» и другими правоконсервативными группировками в 1990-х – начале 2000-х гг., а ныне поддерживающий отношения с наиболее радикальной и, уже можно сказать, боеспособной частью русских националистов. Последних политически прикрывает Фонд Василия Великого и его руководитель Константин Малофеев.

Можно предположить, что архимандрит Тихон и Малофеев будут привносить в эту культурную программу самые черносотенные идеологемы того, что мы называем сейчас русским православием. Это означает, что значительные ресурсы, выделяемые на реализацию культурной политики, будут уходить не просто к православным, а к политическим экстремистам, носящим православную маску, а то и просто к прямым боевикам.

Ссылки на данную статью [3]