Н.Митрохин: «Декларация русской идентичности» - типичная для ВРНС пустышка»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин прокомментировал для Центра «Сова» заявления XVIII Всемирного русского народного собора, давшего определение русской идентичности и предложившего идеологическую модель «вера - справедливость - достоинство - солидарность – державность».

  

Чтобы обсуждать «Декларацию русской идентичности», принятую Всемирным русским народным собором, надо понимать, кто эти люди и почему они обращаются к русской нации. ВРНС выглядит солидно, но непонятно, насколько он уполномочен представлять русских: участников собора никто не выбирает. В равной степени непонятно, к кому они обращаются – вряд ли кто-то запрашивал у них определение русской нации.

Если посмотреть на текст документа, становится ясно, что взявшиеся давать определения люди не владеют терминологией: в первых же предложениях используются в одинаковом значении слова «народ», «нация» и «национальность». Авторы документа для описания феномена этничности используют набор терминов, применявшийся в Советском Союзе до начала 1990-х годов.

Не владея научным инструментарием, участники ВРНС ставят перед собой сложную задачу – описать русских, с одной стороны, как гражданскую нацию, с другой - как этническую общность. Я бы сказал, что с задачей этой они не справляются.

Впрочем, авторы «Декларации», по-видимому, и не стремились доказать что-либо логически. Они приходят к очевидным выводам, популярным в кругу русских националистов уже три десятилетия. В рамках этой декларации они определяют как русских всех, кто говорит по-русски, поддерживает русскую культуру, не уточняя, что это такое, и придерживается православной веры. Сразу возникает вопрос: насколько человек, еще в прошлом году посещавший православную церковь, а ныне перешедший в католическую или баптистскую, но отвечающий всем прочим критериям «русскости», может считаться русским? Как в этой ситуации быть со старообрядцами, которые, будучи православными, не придерживаются тех же взглядов на православие, что и структуры Московской Патриархии? И как быть людям неверующим или агностикам?

Кроме того, интересно, почему при поддержке ВРНС российский МИД разворачивает ажиотажную охоту за так называемыми русскими детьми, имеющими иностранное гражданство и часто не говорящими по-русски, которых стараются забрать у приемных родителей по всей Европе и вернуть на территорию России? Или почему русские националисты считают русскими потомков аристократических семей – эмигрантов  начала ХХ века, проживающих в Европе и зачастую вообще не говорящих по-русски?

Данная декларация является типичной для ВРНС пустышкой, документом, который обсуждается в течение нескольких дней после его приема в СМИ и забывается. Сегодня никто, кроме участников предыдущих соборов, не может вспомнить велеречивые декларации, принимавшиеся в прошлые разы.

Другой занятный документ - «Соборное слово» ВРНС – примечателен тем, что, кажется, впервые участники собора солидаризировались с советским прошлым, призвав создать синтез «религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашенных в советском обществе, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России».

По духу «Соборное слово» скорее нью-эйджевский агитационный текст, авторы которого, прикрываясь православной традицией, довольно радикально ее перерабатывают в соответствии с некими политическими задачами. Данный синтез пытаются использовать в борьбе с чрезмерно преувеличенными проблемами сегодняшнего дня, например, с региональным – сибирским и поморским – сепаратизмом.

Сложно представить, что такие тексты могут быть восприняты кем бы то ни было как руководство к действию. Политическое значение принятых ВРНС документов соответствует политическому значению этой организации, которое до сего дня было не велико.