Роман Лункин: «Скорее всего, пастора целенаправленно подводили под статью»

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал для Центра "Сова" случай в Сочи, где пастора вновь оштрафовали за чтение Библии в кафе.

 

В городе Сочи о Боге лучше публично не говорить - вот основной посыл, который получает общество от Хостинского районного суда, оштрафовавшего пастора Колясникова на 30 тысяч рублей. Само разбирательство дела говорит скорее в пользу неприятия самого вторжения божественного в публичную сферу. Это, безусловно, является парадоксом российского постсекулярного общества, в котором много образов, связанных с патриотизмом и православием, а также появляются священные горы, за которые стоит бороться.

Однако дискуссии о Боге, а тем более проповеди, находятся под негласным или гласным в случае с "нетрадиционными течениями" запретом. Это связано с тем, что представления о религиозной жизни в обществе, в том числе среди сотрудников прокуратуры, ФСБ, судей, минимальны, православие часто не связывается в сознании непосредственно с верой в Бога и проповедью. Возвращение советских символов на новом витке истории создает постсекулярный парадокс: о Церкви и православии много говорят и их обсуждают, но собственно реальные проявления христианской веры в жизни пока воспринимаются как нечто странное и "сектантское".

В связи с этим на судах, которые касаются дискриминации религиозных меньшинств, обсуждаются совсем неправовые вопросы, хотя законодательство позволяет идти правовым путем. Например, теоретически Свидетелей Иеговы можно было бы осуждать за агрессивное миссионерство, вторжение в дома граждан или найти взрослых, которые пострадали от отсутствия переливания крови, но их осудили за то, что они провозглашают себя истинной религией и цитируют критику православия в трудах Льва Толстого.

В случае с сочинской церковью "Сообщество христиан" суд, в соответствии с новыми положениями Закона о свободе совести, должен был бы доказывать, что община целенаправленно проводила публичное мероприятие и, например, мешала окружающим, создавала угрозы общественной безопасности в результате скопления людей, которые читают Библию и одновременно едят и пьют кофе. Вместо этого суд априори рассматривает чтение Библии в публичном месте как запрещенную религиозную церемонию. Одна из свидетельниц заявила, что не случайно пришла просто поесть в это кафе и знала, что пастор будет читать Библию, хотя для пастора в любом месте естественно читать Библию и проповедовать.

Кроме того, судя по обстоятельствам дела, скорее всего, пастора целенаправленно подводили под статью, следили за тем, когда, где и в каком составе будет собрание. Показательное судебное решение призвано продемонстрировать, что власть следит за потенциально неблагонадежными церквями: протестантские церкви всегда подпадали под удар в рамках антизападнических кампаний, как это было и в советское время, и после "оранжевой" революции в Украине, и сейчас, после событий 2014 года.