Борис Фаликов: «Мы все хорошо знаем, во что превращаются «справедливость», «человечность» и «общее благо» в условиях отсутствия свободы личности»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов прокомментировал для Центра «Сова» заявление Межрелигиозного совета России, призвавшего ограничить свободу слова ради защиты чувств верующих.

В заявлении Межрелигиозного совета не содержится ничего принципиально нового, разве что расставлены все точки над i. Доминирующую роль в этом органе всегда играла РПЦ, а она давно уже оспаривает право граждан на свободу слова. Аргументация обычно сводится к тому, что свобода штука относительная и есть вещи поважнее. Вот и здесь эта идея выражена с обескураживающей прямотой: «Индивидуальная свобода должна подчиняться принципам справедливости, человечности и общего блага». Этот лозунг можно было бы запросто приколотить к воротам любого тоталитарного загона. Мы все хорошо знаем, во что превращаются «справедливость», «человечность» и «общее благо» в условиях отсутствия свободы личности.

И вот еще что. Отечественные борцы со свободой слова постоянно твердят о том, что главный их враг – либеральный секуляризм, от которого и идут все несчастья. Нынешнее заявление – не исключение. Однако образ врага, который они так усердно лепят, это дурная карикатура на реальность. На самом деле либеральные сторонники светскости тратят немало усилий на то, чтобы найти баланс между свободой слова и свободой религии (которая предполагает и защиту от оскорблений). Законы, осуждающие «язык вражды», одно из свидетельств этой напряженной работы.

В связи с этим я бы рекомендовал борцам со свободой слова из Межрелигиозного совета заняться самообразованием. К примеру, несколько дней назад в New-York Review of Books появилась интереснейшая статья профессора Тимоти Гартона Эша, который руководит в Оксфорде проектом, посвященным свободе слова. Она посвящена кровавым событиям в Париже и предлагает конкретные меры по предотвращению подобных трагедий. При этом интересы верующих не оставлены без внимания. Очень полезное чтение. Особенно для людей с болезненным воображением.