Мы публикуем комментарий эксперта центра «Сова» Ксении Сергазиной, в центре которого - принятый на днях документ Межрелигиозного совета России «Об опасности осквернения священных символов», касающийся в первую очередь постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске.
События в Новосибирске с легкой подачи митрополита Тихона (Емельянова) разворачиваются с такой быстротой, что скоро 2013 и 2014 годы войдут в историю как период между делом «Pussy Riot» и «Тангейзером».
Ситуация вокруг постановки в Новосибирском театре оперы и балета вагнеровского «Тангейзера» обостряется: мы вновь имеем «знаковое дело», которое начинается целиком и полностью с подачи церковных властей и однозначно осуждается интеллигенцией – в том числе церковной.
Власти светские, государственные, сначала выступают в этом процессе как нейтральная сторона, но потом - охваченные волной церковного напора – включаются в процесс – не на стороне защиты, увы, а на стороне обвинения. Так было в 2012 году, так будет и теперь, судя хотя бы по той позиции, которую занял Минкульт – непосредственное начальство новосибирского режиссера. 13 марта на заседании Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества в рамках общественного обсуждения «Тангейзера» директора новосибирского театра распекали, как на партсобрании, напоминая ему, что «целями государственной культурной политики также является укрепление гражданской идентичности и создание условий для воспитания граждан», а это невозможно без православия, которое «сыграло особую роль в формировании системы ценностей России» (см. стенограмму заседания).
Позиция церковных властей – в первую очередь, патриарха Кирилла, в этом скандале неясная, но можно предположить, что ей не противоречат высказывания церковных спикеров – членов Совета лидеров традиционных религий Новосибирской области, сравнивших постановку с карикатурами «Шарли эбдо», разрушением буддийских памятников в Афганистане и оскорблением жертв Холокоста, и членов Межрелигиозного совета России, перекинувшего мостик от «Тангейзера» к «Pussy Riot» своим недавним заявлением.
В опубликованном на официальном сайте Московской патриархии РПЦ документе «Об опасности осквернения священных символов» речь идет как раз об опасности творчества, чрезмерном увлечении либеральными идеями («ультралиберальными идеями»)и потере нравственных ориентиров – словом, о перегибах, которые приводят к кощунству. В документе названы и те, кто идут по «пути погибели»: это художники, журналисты, режиссеры, литераторы.
Обращает на себя внимание в первую очередь риторика указанного документа, ненавязчиво отсылающая читателя, во-первых, к делу «Pussy Riot» (противопоставление творчества и кощунства), а, во-вторых, к волне крестоповалов, последовавших за судебным преследованием членов этой группы. Ставя в один ряд поджоги церквей и поклонных крестов, осквернение мощей и появление креста в качестве театральной декорации, авторы документа не оставляют государственной власти (к которой они обращаются) ни малейшей возможности игнорировать новосибирский скандал.
Эта риторика ведет нас проторенным путем, хорошо известным по делу «Pussy Riot»: современное искусство, обращаясь к религиозным сюжетам, вступая в сакральное пространство (в церкви или в театре) не только задевает чувства верующих, но и создает угрозу общественной безопасности.
Отсюда и особый посыл цитируемого документа: к тексте гораздо больше говорится о разжигании розни и угрозах «гражданскому миру», чем собственно о чувствах верующих.