С. Минин: «Очерчивается сфера, подбираясь к которой свободный художник включает режим самоцензуры»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».
Религиовед, обозреватель «Независимой газеты» Станислав Минин прокомментировал для Центра «Сова» уничтожение по просьбе Омской епархии инсталляции «Мусорный Иисус», оскорбившей чувства некоторых верующих.

 

Ситуация с «Мусорным Иисусом» в Омске довольно красноречиво характеризует модус вивенди и модус операнди сегодняшней РПЦ. Имеется в виду не все сообщество верующих, составляющих Церковь, а церковный политикум, бюрократия и активисты. Эти модусы таковы, что, утверждая смыслообразующую роль христианства в русской культуре, РПЦ желает иметь монополию на язык высказываний, в которых используется христианская символика. Неопределенность, подвижность, условность норм такого языка неизбежно приводит к тому, что все меньше художников, писателей, поэтов, философов захотят использовать христианские символы в принципе. Другими словами, очерчивается сфера, подбираясь к которой свободный художник включает режим самоцензуры.

Положение дел усугубляется действием норм, гарантирующих защиту оскорбленных религиозных чувств. «Религиозные чувства» - понятие совершенно не конкретное, применение нормы невозможно без интерпретации, а она может оказаться вполне произвольной. Практика показывает, что человек, лишь заподозренный в оскорблении чувств верующих, не может остаться ненаказанным. Если его не признает виновным суд, как это было в случае с Борисом Мездричем и «Тангейзером», то система усложнит ему карьеру, например, посредством увольнения, клейма «нежелательности» и т.п. Если не удается найти признаков оскорбления чувств верующих, как в случае с «распятым Гагариным» в Перми, то художника привлекут хотя бы за мелкое хулиганство. Если бы Александр Жунев изобразил на стене не космонавта на кресте, а Патриарха Кирилла с голубями, и написал «Многая лета Его Святейшеству!», никто бы не озаботился этим граффити, хотя формально стена несанкционированно разрисована в обоих случаях.

В результате самоцензура распространяется не только на художественные высказывания, но и вообще на любые критические выступления в отношении Церкви. Сфера религиозно-чувствительного непрозрачна, наблюдается тенденция к ее расширению в любую сторону – при наличии желания. Оскорбительной может оказаться критика политических высказываний церковного иерарха, публичного поведения священника (включая пьянство). Для многих очевидно, что власть в той или иной ипостаси примет сторону РПЦ в любом конфликте.  Причины такого положения дел неоднородны. Где-то альянс Церкви и власти обусловлен искренней консервативной религиозностью губернатора, мэра, депутата или группы законодателей, прокурора, судьи. Где-то речь идет о чистой прагматике, расчете, политической целесообразности: Церковь в России исторически (за редкими, подтверждающими правило исключениями) является прогосударственным институтом, гасящим протест, а не поддерживающим его.

Итог: РПЦ оказывается на особом положении. Она продолжает заниматься политикой, то есть борьбой за влияние на общественные процессы и общие правила игры. Вместе с тем, она оказывается вне критики, причем не де-юре, а де-факто, из-за того, что участники публичной полемики рационально оценивают собственные риски. Любой политический актор может в этом смысле позавидовать Церкви.

Значим и другой процесс. Доминирующей в церковном публичном дискурсе становится оценка формы, а не содержания высказывания, а также полное игнорирование замысла автора. Такой подход ведет к разрыву между Церковью и интеллектуальной средой, а также, что весьма вероятно, к последующей маргинализации внутри РПЦ тех священнослужителей и мирян, которые остаются внутри интеллектуального круга и демонстрируют уровень рефлексии, не вполне совпадающий с генеральной линией.