Настоятель Благовещенского храма в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов, ворвавшийся с «сопровождением» на праздник «Серебряного дождя» и устроивший там потасовку, всегда выступал в том духе, что пацифизм — не метод. Призывал бить стекла у «сектантов», например. Можно было счесть это некоторой несдержанностью. Или риторическим преувеличением: сказал же он в связи с терактом 11 сентября, что на самолетах летать незачем. Но нападение на концерт «Серебряного дождя» — уже не риторическое упражнение.
Не
знаю, как оценят эту историю правоохранительные органы. Никак, скорее всего. Но
в описании самого о. Димитрия это выглядело так:
были недовольны шумом, пошли разбираться, а дальше «вынуждены были прорываться
сквозь кордон, но никого в лицо не били, руки не ломали». Прорывались они на
мероприятие, куда их не звали и куда билетов они не покупали. Прорвались аж на
сцену, применили силу к
ведущему и организованно удалились.
Тут нет никакой аналогии с Pussy Riot, которую некоторые проводят, зато
определенно есть аналогия с насильственным проникновением в частное
пространство (уж не знаю, каков юридический статус территории концерта). В иных
странах это само по себе криминально. И в любой стране это безусловное
нарушение норм общежития. Если у меня соседи шумят, я не ворвусь к ним в
квартиру, а вызову (если очень припечет) полицию.
В принципе иногда люди могут выражать свой протест, преступая грань
дозволенного законом. И сторонники о. Димитрия — тоже могут. Но два условия мне
представляются здесь критически важными. Первое: не применять насилие. А они
применили. Второе: быть готовыми понести наказание за свой выбор, а им это
определенно не грозит, и они это заранее знают. Знают, между прочим, и то, что
толпе во главе со священниками охрана не решится дать такой отпор, который
должна была бы дать, например, толпе безбилетников, решившейся штурмом
прорваться на концерт.
Одно дело — хулиганство некоторых буйных мирян, другое дело — покровительство
им со стороны священников, но когда руководитель одного из отделов патриархии
возглавляет колонну, прорывающую охрану, это переводит дискуссию о воинствующем
православном консерватизме в несколько другую плоскость. Потому что это уже
никак не эксцесс (которому всегда есть место), а важная метаморфоза самого
официального субъекта этого общественного течения. Не хотелось бы пока
приводить обидных аналогий, но тут есть о чем задуматься. Всем — от либеральных
оппозиционеров до высокого начальства.