Алексей Лебедев: "Региональные чиновники приказывают федеральным противозаконно распорядиться вверенной им федеральной собственностью"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Специально для Центра "СОВА" Алексей Валентинович Лебедев, доктор искусствоведения, музеевед и музейный проектировщик прокомментировал проект передачи ​Санкт-Петебругской епархии Благовещенской усыпальницы, в здании которой находится Музей городской скульптуры. 


Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга подготовлено Распоряжение о передаче Русской православной церкви (далее – РПЦ) Благовещенской усыпальницы, находящейся под управлением Музея городской скульптуры. 

Понятно, что это делается во исполнение Федерального закона РФ от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Однако в тексте Распоряжения Закон 327-ФЗ не упоминается, а дана ссылка на какие-то не имеющие отношения к делу нормативные документы. Особенно странной выглядит апелляция к статье 17.1 Закона 135-ФЗ «О защите конкуренции», где речь идет о заключении договоров с государственными и муниципальными учреждениями, к которым РПЦ явно не относиться. Что же касается Закона 327-ФЗ, то причина его замалчивания очевидна: именно этот Закон чиновники и пытаются нарушить. Ведь там четко определен порядок передачи: она невозможна без «предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности» (ст. 5 п. 4). Ключевое слово тут – предварительного. А по словам директора музея Владимира Тимофеева, «у нас нет помещения, куда мы бы могли перевезти экспонаты». Уместно добавить, что подобные действия однозначно запрещены и статьей 296 Гражданского кодекса РФ. 

Особого внимания заслуживает пункт 4.1.2 упомянутого Распоряжения, предписывающий заключить с РПЦ договор о передаче «имущества, отнесенного к музейным предметам, включенным в состав государственного музейного фонда Российской Федерации». Видимо, Комитет имущественных отношений не в курсе того, что «музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления» (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», ст. 16). Это императивная норма, не содержащая никаких оговорок и исключений: передавать музейные предметы можно только государственным учреждениям, а РПЦ таковым не является. Та же норма содержится в Положении «О Музейном фонде Российской Федерации», где сказано, что предметы Музейного фонда «могут передаваться в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок государственным музеям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, или музеям, находящимся в ведении муниципальных образований» (утв. Постановлением N 179 Правительства РФ от 12 февраля 1998 г.). Других вариантов российское законодательство не предусматривает. 

И напоследок о курьезном. По-видимому, авторы распоряжения забыли, что предметы из собрания Музея городской скульптуры являются федеральной собственностью и любые решения по их передаче может принимать только Министерство культуры РФ. Получается, что региональные чиновники приказывают федеральным противозаконно распорядиться вверенной их попечению федеральной собственностью. 


Ссылки на данную статью [9]