Проблемы реализации свободы совести в России в апреле - июне 2015 года

Мы представляем обзор проблем в сфере свободы совести в России в апреле - июне 2015 года. Обзор составлен Ольгой Сибиревой по материалам ежедневного мониторинга Центра "СОВА". 


Конфликты вокруг произведений искусства

В апреле – июне 2015 года, как и в начале года, было отмечено много случаев поддержки властями разных регионов требований представителей Русской православной церкви, считающих, что те или иные культурные события оскорбляют религиозные чувства.

В апреле по настоянию местного чиновника цензуре подвергся спектакль «Тильзит-театра» в Советске Калининградской области, посвященный блаженной Ксении Петербургской. Одна из сцен, где святая обличала героев – священника и его жену, не понравилась монахиням Свято-Елисаветинского женского монастыря. Они обратились в региональное министерство культуры, после чего начальник управления по культуре и молодежной политике предложил режиссеру Павлу Зобнину внести правку в спектакль. Режиссер изъял сцену, но убрал свое имя с афиши спектакля.

В Омске по инициативе местной епархии и при поддержке Центра «Э» была уничтожена инсталляция Марии Шинкевич и Алены Пожиленко, представляющая фигуру Христа, составленную из кусочков собранного на улицах города мусора. Организаторы приняли решение уничтожить инсталляцию после звонка из Центра «Э» с угрозой уголовного преследования за оскорбление чувств верующих.

В середине июня Центр имени Мейерхольда и еще пять московских театров получили уведомление Тверской межрайонной прокуратуры о проведении проверки «по доводам об использовании в театральных постановках сцен «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии». Проверка начата по обращению независимого фонда развития культуры «Искусство без границ». Больше всего вопросов у прокуратуры вызвали постановки режиссера Кирилла Серебренникова, часть которых уже снята с репертуара. Именно эти спектакли православные активисты ранее обвиняли в аморальности и оскорблении религиозных чувств.

В Калининградской области после протестов епархии был отменен популярный музыкальный фестиваль «Kubana», планировавшийся на август. Калининградская епархия несколько месяцев говорила о необходимости отмены фестиваля как «безнравственного», но сначала власти игнорировали протесты православных активистов, а в апреле губернатор даже выгнал выступавшего против фестиваля представителя епархии с заседания совета по культуре. Однако в июне поселковая администрация решила все-таки отменить проводившийся много лет фестиваль, ссылаясь на недостаточную проработанность вопросов безопасности.

А в Перми в июне оштрафовали автора граффити «Гагарин. Распятие», размещенного на одном из домов города 12 апреля, когда День космонавтики совпал с православной Пасхой. Данное граффити вызвало возмущение православной общественности. Дело об оскорблении религиозных чувств в отношении автора возбуждать не стали. Суд признал его виновным по ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) приговорил к штрафу в размере тысячи рублей.

 

Конфликты вокруг строительства культовых зданий

В разных регионах строительство храмов по-прежнему очень часто сопровождается протестами местных жителей. Наиболее заметным стал конфликт вокруг строительства храма в московском парке «Торфянка». Вопреки решению Мосгорсуда, направившего дело о незаконном строительстве на новое рассмотрение в Бабушкинский районный суд, в июне была предпринята возобновить строительные работы. Местные жители разбили в парке палатки и больше недели круглосуточно дежурили рядом с огороженным участком, препятствуя проезду строительной техники. В поддержку протестующих выступили московские отделения КПРФ и «Яблоко». С другой стороны участок охраняли казаки и представители движений «Сорок сороков» и «Божья воля».

Масштаб протеста побудил префекта Северо-восточного административного округа Москвы Валерия Виноградова и патриарха Кирилла выразить свою позицию. Префект сообщил о прекращении строительных работ до решения суда и пообещал убрать строительную технику. Патриарх призвал участников конфликта покинуть парк до решения суда.

Уже после этого сторонники строительства напали на одну из активисток Общественного движения «За парк Торфянка!», сорвавшую объявление о строительстве храма. Один из нападавших ударил девушку, той пришлось обратиться в медпункт.

Другой громкий конфликт, казалось бы, разрешившийся в прошлом году, вновь разгорелся в петербургском парке «Малиновка». Несмотря на то, что в декабре 2014 года было отменено решение о строительстве в этом месте храма св. Жен Мироносиц, в июне Законодательное собрание Петербурга одобрило предложенную депутатом Виталием Милоновым поправку в генплан города, переводящую территорию парка в зону деловой застройки и позволяющую вновь поставить вопрос о строительстве здесь храма. Местные жители возобновили протесты, их поддержали некоторые депутаты и губернатор. В результате, несмотря на принятую поправку, храм было решено все-таки перенести на другой участок, ранее зарезервированный под строительство больницы и родильного дома.

Протесты против возведения храмов отмечались в Хабаровском крае, Белгородской и Челябинской областях, Новокузнецке, Рязани. В Тольятти, где местные жители выступали против строительства храма на территории спортивной площадки, также дошло до физического столкновения: православные активисты толкнули 50-летнюю женщину из числа противников строительства.

Кроме этого, жители Ярославля протестовали против строительства мечети, а жители Екатеринбурга – против строительства кирхи на территории парка.

 

Ликвидация религиозных организаций и отказы в регистрации

В июне Октябрьский районный суд Петербурга вновь отказал в регистрации Саентологической церкви Санкт-Петербурга, добивающейся регистрации с 2003 года. Обжалуя тогдашний отказ Минюста, саентологи дошли до Европейского суда по правам человека, который в октябре 2014 года признал отказ в регистрации незаконным, а в феврале 2015 подтвердил этот вердикт. Тем не менее, Октябрьский районный суд постановил, что «факт признания европейским судом в качестве нарушений конвенции отказа в регистрации в связи с неподтверждением факта существования религиозной группы сайентологов на территории Санкт-Петербурга более 15 лет не влечет за собой признания неправомерными других оснований для отказа в регистрации».

Московской организации Свидетелей Иеговы, напротив, удалось восстановить регистрацию, после того, как в 2004 году Головинский суд Москвы ликвидировал организацию. В 2010 году ЕСПЧ признал ликвидацию незаконной, но Головинский суд пять лет отказывался пересматривать свое решение.

 

Дискриминация религиозных организаций и граждан по признаку отношения к религии

По-прежнему представители протестантских организаций и новых религиозных движений подвергались дискриминации со стороны чиновников и сотрудников правоохранительных органов.

Например, в Ленинградской области два проповедника Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) были задержаны и выдворены из страны за нарушение пограничного режима. По мнению проверяющих, они направлялись в Россию для «осуществления прозелитической деятельности и распространения литературы», не имея разрешительных документов для этого. А в Ростовской области и Алтайском крае мормоны были оштрафованы за нарушение миграционного законодательства: в Ростовской области были оштрафованы две общины - на 400 тыс. рублей каждая, в Алтайском крае – несколько проповедников.

Администрация Нижневартовска разослала чиновникам письма о нежелательности занятий йогой на территории муниципальных учреждений. «В целях недопущения распространения новых религиозных культов и движений в муниципальных учреждениях Нижневартовска прошу вас принять меры по исключению занятий хатха-йогой в здании зала международных встреч “Самотлор”», - говорится в письме, адресованном заместителю главы администрации Нижневартовска по социальной и молодежной политике. В другом письме, адресованном начальнику управления по физкультуре и спорту и директору департамента образования, сообщается, что йога «неразрывно связана с религиозными практиками», а хатха-йога «имеет оккультный характер». Позднее городская администрация отозвала эти письма и разрешила занятия йогой.

В Ростовской области Свидетелям Иеговы не удалось оспорить штраф, наложенный на двух верующих, раздававших в феврале религиозные брошюры и проповедовавших у автовокзала. В марте Железнодорожный районный суд признал их виновными по ч. 2 ст. 20.2 КоАП (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия) и оштрафовал каждую на 20 тыс. рублей, а в мае Ростовский областной суд подтвердил это решение.

 

Недостаточность защиты от диффамации и нападений

Количество нападений по мотиву религиозной ненависти, по нашим данным, во втором квартале снизилось, но, вероятно, этот результат в значительной степени лишь отражает отсутствие ранее доступных данных о нападениях на Свидетелей Иеговы. Нам известно о двух нападениях на священнослужителей, но в обоих случаях они были совершены не на почве религиозной ненависти: в Чувашии неизвестные отбили почку и сломали позвонок имаму после того, как он вместе с общиной решил перейти в другой муфтият, а в Волгограде полезший на колокольню пьяный молодой человек избил православного, когда тот сделал ему замечание.

Нападениям вандалов подвергались объекты мусульман, иудеев и Свидетелей Иеговы. В основном это были граффити: в Вологде и Березниках Пермского края неизвестные изрисовали свастиками мечети, а в Кургане Зал царства Свидетелей Иеговы вандалы исписали оскорблениями и призывами к насилию.

А в Архангельске в период празднования Песаха неизвестные обстреляли из пневматического оружия строящуюся синагогу и оставили на стене антисемитские надписи. Никто из людей не пострадал, но были выбиты стекла.

 

Злоупотребления в антиэкстремистской политике

В мае Первоуральский городской суд Свердловской области признал виновной по ч. 1 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признаку отношения к религии, совершенные публично) и приговорил к 120 часам обязательных работ жительницу Первоуральска Эльвиру Султанахметову. Ее преступление состояло в том, что в 2013 году, отвечая на интернет-опрос «Может ли мусульманин отмечать Новый год?», она со ссылкой на Коран высказалась против празднования. При этом Э. Султанахметова призывала мусульман не только не справлять Новый год, но и не носить георгиевские ленты и не красить пасхальные яйца, как это делают «гнусные язычники».

В течение описываемого периода – в мае и июне – Курганский городской суд признал четыре издания книги «Крепость мусульманина» (Нальчик, 2004, М.: Умма, 2009; 2010 и М.: «Издатель Эжаев А.К.», 2006) экстремистскими материалами. Между тем, еще в феврале запрещенное в 2012 году Ленинским районным судом Оренбурга издание «Крепости мусульманина» (М.: Умма, 2008) было исключено из Федерального списка экстремистских материалов.



При подготовке использовались средства, предоставленные в рамках проекта EIDHR/2014/348-053 «Противодействие всем формам дискриминации по признаку религии и убеждений в Российской Федерации», финансируемого Европейским Союзом, представленным Европейской Комиссией.