«Выбор религии – это реализация неотъемлемой свободы»: комментарий адвоката «Фалуньгун» Константина Андреева

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

9 ноября 2015 года Первомайский районный суд Ижевска прекратил гражданское дело о признании книги «Фалунь Дафа» экстремистским материалом. Адвокат Константин Андреев комментирует ситуацию специально для Центра «Сова».


Судебное разбирательство возникло в связи с тем, что прокуратура Первомайского района Ижевска проводила кампанию по борьбе с экстремизмом. Как это обычно у нас бывает, из центра пришла разнарядка, что надо бороться с экстремистской деятельностью, но так случилось что в Ижевске экстремистов, как назло, к началу  кампании не оказалось.  Однако задача  была  поставлена – значит, обязательно нужно был найти экстремистов. Это как во времена Хрущева было с посадкой кукурузы, которая на дальнем Севере не растет, но это  ведь не важно. Не растет  - значит «вы плохой  коммунист и с  работой  не справляетесь».

Прокуратура получила такое задание и обнаружила на одном из вебсайтов размещенный  еще в 2013 году материал  книги Ли Хунчжи «Фалунь Дафа».  Владельцу  сайта решили предъявить обвинение, поскольку  ранее - в связи с решением одного из судов в одном из субъектов  Российской Федерации - книга была признана экстремистским  материалом. Срок давности  по данному виду  преступления  уже  истек. Так  что  всем должно было быть хорошо: и экстремизм в Удмуртии   выявили, и по давности дело закрыли, то есть человек  не пострадал.  Но вот незадача… Предположительно экстремистский  материал  не  был прокуратурой  изъят процессуально должным  образом. Собственно, вообще  никак  не  был изъят и  зафиксирован  на момент предъявления  обвинения – указан только адрес  сайта в  сети Интернет. При этом  прокуратура  умудрилась провести  психолого-лингвистическую «экспертизу», к  которой  был привлечен некий  специалист –религиовед  и по совместительству  филолог из местного ижевского университета, который «авторитетно» указал в  заключении, что предоставленные ему  материалы,  действительно, являются  экстремистскими. Владелец сайта, не дожидаясь развязки,  спорный  материал  от греха  подальше  удалил, а  с  провайдером  расторгнул договор аренды  доменного имени, на которое ссылались в  прокуратуре.  Когда прокурорские спохватились, что  первичного материала для  приобщения  к  делу  у них нет и  пришли его «изымать», то, естественно,  ничего не обнаружили. Дело закрыли, но чтобы «сохранить лицо» - не за отсутствием состава преступления, а в связи с  истечением срока давности.

О наличии экстремизма  в Первомайской  районе  Ижевска  было объявлено, а  «борьба»  не  была  проведена… Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Первомайская  районная  прокуратура Ижевска обратилась с заявлением в Первомайский районный  суд Ижевска с заявлением о признании книг «Фалунь Гунь»  и «Фалунь Дафа», размещенных на вышеуказанном  сайте  экстремистскими в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В качестве доказательства был приложен результат психолого-лингвистической  экспертизы, о которой  упоминалось выше.

Процесс,  видимо, предполагалось провести тихо, без шума - признать книги экстремистским материалом и отчитаться  наконец  о проведенной  работе  по борьбе  с  этим злом. Или  суд забыл выслать судебное  извещение бывшему  владельцу сайта, или это было сделано нарочно, но только бывший  владелец сайта - как заинтересованное лицо, привлеченное  к делу - извещен не был и узнал о начавшемся судебном разбирательстве случайно - на сайте.

Бывший  владелец спорного сайта подал ходатайство о привлечении к делу еще  одного заинтересованного лица – Некоммерческого партнерства «Центр духовного и физического совершенствования Фалунь Дафа», зарегистрированного в  Краснодаре (на том основании, что эта организация издает  книги, которые прокуратура  просит признать экстремистскими, и в  случае  удовлетворения требований прокуратуры и изъятия книг, имущественные  права этой организации будут затронуты).

Адвокат «Центра духовного и физического совершенствования Фалунь Дафа» поставил перед судом  вопрос  о немедленном  прекращении дела  и об оставлении заявления  прокуратуры Первомайского района Ижевска  без рассмотрения, так  как в деле отсутствовал экстремистский  материал (электронный текст, на который  ссылался  заявитель), так  как на  момент подачи заявления прокуратурой  его попросту  не существовало. Предоставленный результат «психолого-лингвистической экспертизы» не  мог быть использован в  плане преюдиции  в порядке  ст. 61 ГПК РФ, так  как не имелось вступившего в законную силу приговора суда по уголовному делу (поскольку уголовное  дело  было прекращено в  связи с истечением срока  давности).

Суд предоставил прокуратуре возможность для предоставления  доказательств  и корректировки  своей позиции  - и она, взвесив  все «за»  и «против», 9 ноября 2015 года отозвала свой иск, согласившись с доводами адвоката Константина  Андреева.  Мотивировка отказа - «в  связи с  фактическим удовлетворением требований».

Описываемая ситуация очень показательна в свете  нынешнего отношения к  правам религиозных меньшинств в Российской  Федерации.

Хотя ряд исследователей относит Фалуньгун к синкретическим вероучениям, сочетающим  положения  даосизма, буддизма и конфуцианства и имеющим характерные для нетрадиционных религий черты, формально Фалуньгун в  России не являются  религиозным объединением, а зарегистрирована как некоммерческое  партнерство. Это значит, что если бы в процессе следствия был поднят вопрос  о проведении религиоведческой  экспертизы (потому  что  указанные  выше  книги, несомненно, являются  сакральными текстами новой  синкретической  религии Фалуньгун), то такая  экспертиза  не  могла  бы  быть назначена судом -религиозного объединения  ведь нет, а  значит, нет и сакральных текстов этой религиозной  организации. В таком случае вместо религиоведческой проводилась бы психолого-лингвистическая  экспертиза, не учитывающая религиозные  аспекты  исследуемого  текста.

На мой взгляд, сама возможность проверки религиозных  текстов на наличие призывов к экстремизму вполне правомерна (особенно если речь идет о текстах новых религий), но оценивая практику применения законодательства стоит обратить внимание на качество проводимых проверок. Для качественного применения антиэкстремистского законодательства нужно больше  профессионалов -  религиоведов, лингвистов и др. Иначе нередко узкопрофессиональные проблемы религии приходится решать эксперту, находящемуся - мягко говоря - «не в  теме», а это приводит  к  судебным ошибкам (как  в случае с   Южно-Сахалинским судом).

Ссылки на данную статью [1]