Это сообщение нельзя назвать иначе, как антицерковной пропагандой. В кучу смешано множество вопросов, какие-то в педагогическом отношении имеют под собой некоторые основания, но в общем и целом автор статьи не владеет информацией. Выбор модуля ОПК в рамках курса ОРКСЭ постепенно увеличивается, что мы и предполагали, потому что изначально процент был ниже ожидаемого, что и понятно: недостаток педагогов, отсюда неготовность школы выбирать соответствующие предметы, иногда административные препятствия — когда не дают выбирать не только на уровне школы, но и на уровне региона. До сих пор есть уникальный регион, Татарстан, где четвертый год, в нарушение федерального закона, у родителей фактически нет возможности свободно выбирать модули.
Однако ситуация меняется, возможности выбора становятся шире, и в некоторых местах мы наблюдаем значительный рост числа изучающих ОПК. Например, радикально изменилась ситуация на Сахалине. Нам говорили, это такой край, здесь живут потомки каторжников, какое ОПК, и действительно в 2013 году выбор ОПК составил 2,7%, в 2014-м — 4,1. Но там сменился губернатор, более-менее свободный выбор был организован, в результате получилось 46%.
Если рассуждать логически, выбор в процентном отношении должен примерно соответствовать самоидентификации граждан России: если у нас 70-80 процентов, по разным опросам, называют себя православными, то ОПК должны выбирать где-то процентов 50-60 по стране. Сейчас где-то 35, не все вопросы еще решены. Не везде готовы педагоги на качественном уровне, не везде, как я уже сказал, выбор является полностью свободным, хотя Министерство образования и разослало в регионы примерный регламент выборной процедуры в школе.
К тому, как поставлено дело на епархиальных курсах, готовящих преподавателей ОПК, могут быть вопросы, если касаться комментария протодиакона Андрея Кураева, но подготовка учителя епархиальными курсами не ограничивается. Ни одни епархиальные курсы не имеют права выдавать свидетельство о повышении квалификации вместо государственных учреждений. Другое дело, что любая частная организация может организовать любые курсы, если у нее есть соответствующие ресурсы. Поэтому епархия может учить педагогов в свободном жанре, но свидетельство государственного образца выдает только соответствующая организация повышения квалификации.
Церковь сейчас довольно остро ставит вопрос, почему курс ОРКСЭ преподается только в 4-м классе, почему изучение религиозной культуры не расширяется, и соответствующая концепция подготовлена, так что я не исключаю, что публикация появилась именно в связи с этим.
Но в общем и целом процесс движется в правильном направлении.