Мы публикуем комментарий религиоведа Бориса Фаликова к недавней речи патриарха Кирилла о возможности критики произведений искусства с позиции нравственности.
Патриарх сопрягает в своем выступлении две совершенно разные вещи.
Церковь получает в собственность архитектурные шедевры и для их сохранения, конечно, нуждается в сотрудничестве со знающими реставраторами, архитекторами и историками. Церковные новострои нередко грешат безвкусицей - и тут советы профессионалов тоже не повредили бы. Тут спорить с патриархом не о чем.
Но когда он начинает рассуждать о «постмодернистском искусстве», которое на самом деле и не искусство вовсе, а душегубство, тут по коже пробегает холодок. Если бы речь шла лишь о вкусовых преференциях немолодого и далекого от современной культуры человека, возражать было бы бессмысленно. Однако патриарх говорит от имени Церкви, а она, по счастью, не состоит пока лишь из его эстетически консервативных ровесников.
Но это еще не все. Вспомним о недавних подвигах на ниве культуры церковных и околоцерковных деятелей, которые запрещали спектакли и разгоняли выставки. Если патриарх считает, что это и есть диалог с искусством, он глубоко ошибается. Это называется по-другому - «охотой на ведьм». Настоящий диалог предполагает уважение к собеседнику, а не его демонизацию.
Своими рассуждениями о вредности современного искусства патриарх по сути оправдывает подобную борьбу с культурой. Но она превращает Церковь в надзорную инстанцию, которая фактически занимается цензурой. До революции Церковь с успехом подвизалась на этом поприще, потом ее сменил идеологический отдел ЦК КПСС. И теперь Церковь подхватывает эстафетную палочку у своего в прошлом злейшего врага.
Впрочем, это уже не удивляет. В последнее время РПЦ очень споро осваивает советское наследие.