Николай Митрохин, историк, ассоциированный научный сотрудник Исследовательского центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете, прокомментировал для Центра «Сова» сообщение о выделении бюджетных средств на организацию приема по случаю визита патриарха Кирилла в Башкирию.
К этой новости можно добавить еще и недавнее выступление митрополита Самарского Сергия, который признался, что у него есть машина, выделенная администрацией региона. Журналистка, бравшая интервью, возмущалась тем, что в церквях устанавливают цены на свечи — что, на мой взгляд, абсолютно неправомерно, поскольку церковь как общественная организация, находящаяся на самофинансировании, по законодательству имеет право устанавливать цены на свои услуги, — а вот выделение автомобилей со стороны глав регионов, или квартиры, которую будущему патриарху выделил в Москве тогдашний мэр Юрий Лужков, или подобного рода приемов, устраиваемых региональными администрациями в честь приезда патриарха, — все это абсолютно незаконно. И если бы при наличии действующей судебной системы у кого-то возникло желание оспорить это в юридическом порядке, то руководитель региона или его заместитель, подписавший заявление о выделении средств, должен был бы пойти под суд за разбазаривание государственных средств — никак иначе это назвать нельзя.
Особое внимание в перечне заказанных услуг обращает на себя тот факт, что патриарха собираются кормить мясными продуктами, что прямо нарушает принятые в Русской православной церкви практики. Предлагать монаху блюда из конины? Там еще и говядина, и язык, и прочее. Всех давно перестало удивлять, что иерархи и значительная часть монашествующих Русской православной церкви ничуть не соблюдают правила, установленные церковной традицией. С другой стороны, если они не соблюдают монашеские обеты в одном отношении, то есть живут с женщиной в одной квартире, то, видимо, и пищевые ограничения они себе тоже отменяют.
В Новочеркасске, помнится, осенью 2015 года тоже был объявлен конкурс на организацию банкета в честь приезда патриарха, но там его быстро отменили из-за протестов граждан. Потому что это подсудное дело. Если местные власти этого не понимают, когда формируют заказ, то всегда есть люди, которые могут подсказать, какой у нас срок давности по этим делам. То есть сейчас вы, может быть, под суд не пойдете, но за вами это останется. Тогда появляется мысль: а давайте не из бюджета, давайте «нагнем» спонсора и устроим банкет на частные деньги. Так что все дело в гражданах, с налогов которых собираются оплачивать этот праздник, — насколько они готовы терпеть.
Но даже если граждане особенно не протестуют, это сказывается на общих настроениях. Вспомним хотя бы лозунги протестных митингов зимы 2011-2012 годов: «Патриарх Кирилл Гундяев — друг воров и негодяев». Так что каждый проглоченный рябчик или кусочек съеденной лошади делают свое дело.