Николай Митрохин комментирует выступление министра иностранных дел, касающееся религии

Мы публикуем комментарий историка Николая Митрохина - о выступлении министра иностранных дел Сергея Лаврова на молодежном форуме «Территория смыслов», в котором в том числе говорилось о встрече Папы и патриарха, Всеправославном соборе и ближневосточном христианстве.


С легкостью нашел выступление Сергея Лаврова на сайте форума «Территория смыслов» прошлого года, а вот нынешнее выступление оказалось не так просто обнаружить – на сайте форума его нет, есть только на сайте МИДа, причем не в выступлениях самого Лаврова, а просто в новостях. Всем советую прочитать. 

Сравнение двух текстов показывает, что, несмотря на совпадение большинства тем, в речи министра в этот раз появляется большой кусок, посвященный ситуации христиан на Ближнем Востоке. Возможно, отчасти это связано с тематикой форума — Лавров выступал на панели, которая собрала будущих специалистов в вопросах национально-религиозных отношений. Вторая часть его речи, из которой «Интерфакс» процитировал всего две строчки, а она заняла полторы страницы, была ответом на вопрос юноши, который представился как молодой баптист. Забавно, что «Интерфакс» о ней не упомянул, а Лавров между тем прочел юноше целую лекцию о состоянии дел с религией в мире.  

Поскольку министр иностранных дел живет, судя по тексту его выступлений, в каком-то фантастическом мире, что особенно хорошо видно по речи этого года, то его ответ был смесью даже не википедических знаний, а некоего common sense, общих представлений о состоянии религии, с российской геополитической доктриной. Молодой человек сказал, что на низовом уровне христиане сотрудничают, а на уровне официальных организаций почему-то часто бывают проблемы и трения. И спросил, как, с этой точки зрения, Сергей Лавров смотрит на встречу патриарха Кирилла и Папы Римского. 

Основной упор Лавров сделал на проблеме исчезновения христианского меньшинства на Ближнем Востоке, — кстати, в прошлогодней речи об этом не было сказано ни слова. Это хороший показатель того, на мой взгляд, насколько христианские дела являются предметом реального интереса. Рассказал, что есть конфликт между шиитами и суннитами, рассказал про трудный поиск повода для встречи патриарха с Папой и в этом контексте перешел к вопросу Всеправославного собора. При этом главный акцент он сделал на коварстве президента Порошенко — это вообще рефрен его выступлений, какое ни возьми, обязательно в нескольких местах будет про коварство Порошенко. Так и здесь, он не стал говорить о конфликте Константинополя и Москвы, а заявил, что на соборе должен был обсуждаться украинский вопрос - и что Порошенко недопустимо давил на соборян, чтобы они обсуждали автономию Украинской православной церкви и, как он считает, изгнание из Украины РПЦ. Эта цитата не попала в сообщение «Интерфакса», возможно, потому что она безумна по своему содержанию. Однако количество произвольных рассуждений, которое Лавров демонстрирует в этой своей речи, было столь велико, что, очевидно, выступление и решили не пиарить, а засунуть куда-то подальше. Там и про мигрантов в Европе много таких же рассуждения: что мигранты живут закрытыми сообществами, редко вступают в отношения с другими людьми, плавильного котла из Европы не получилось и т.д. Все это часть российской пропаганды - и только. Логика подверстывается под тезис. Даже неинтересно смотреть, где человек говорит откровенную неправду, а где честно заблуждается.

Еще один молодой человек спросил, почему, пока мы юные, мы без проблем общаемся с иностранцами, а, вырастая, занимаем разные позиции. На это Лавров ответил, что это разная устойчивость к пропаганде. Получается, пропаганда — единственный фактор, который вообще что-то определяет.

Такое впечатление, что читаешь в социальных сетях пост отставного полковника, давно утратившего связь с реальностью. К сожалению, Сергей Лавров демонстрирует именно это.