С. Бураева, С. Васильева. Современная религиозная ситуация в Республике Бурятия

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Светлана Бураева и доктор исторических наук, директор Научной библиотеки Бурятского государственного университета Светлана Васильева подготовили для Центра «Сова» обзор религиозной жизни в Бурятии.



Исторически сложилось, что в Бурятии сосуществуют пред­ставители разных религиозных конфессий, из которых к традици­онным можно отнести буддизм, православие, старообрядчество (древлеправославие) и шаманизм. Необходимо также отметить, что с конца 1890-х гг. до 1930-х гг. на территории Бурятии действовали евангельско-христианские, мусульманские, иудейские, католические и иные религиозные общины и группы.

Общая картина современной религиозной ситуации в Республи­ке Бурятия характеризуется многообразием религий и конфессий. В ведомственном реестре Управления на 1 августа 2016 г. значится 229 религиозных организаций, в том числе 182 местных и 5 централизо­ванных, 5 монастырей, 2 духовных образовательных учреждения. Русская Православная Церковь представлена 78 православными приходами; старообрядчество - 9. 68 религиозных организаций представляют буддийское вероиспо­ведание. Шаманизм представлен 5 религиозными организациями – 4 местные религиозные организации в г. Улан-Удэ, 1 – в Баргузинском районе. На территории республики действуют и представители других ре­лигиозных традиций: ислама, иудаизма, протестантизма, католицизма.

Православие

В 1940-1980-е гг.   при­ходы Бурят-Монгольской АССР вошли в состав Иркутской епар­хии. В марте 1994 г., по указу Пре­освященного Вадима, епископа Иркутского и Читинского, было образовано Бурятское благочи­ние в административных грани­цах республики. 

Знаменательным событи­ем для Бурятии стало решение Священного Синода РПЦ от 10 октября 2009 г. о выделении из состава Читинской епархии са­мостоятельной Улан-Удэнской и Бурятской епархии (Московский Патриархат). Епископом новой епархии стал епископ Алатырский Савватий, викарий Чебок­сарской епархии. В 2010 г. православные религиозные организации, зареги­стрированные на территории республики, прошли процедуру перере­гистрации в связи с учреждением Улан-Удэнской и Бурятской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и утвержде­нием типового устава для православных религиозных организаций.

Решением Священного Синода РПЦ от 5 мая 2015 г. образована Бурятская митрополия, которая включает в себя 2 епархии – Улан-Удэнскую и Северобайкальскую и Сосново-Озёрскую. Правящий архиерей – митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий возведен в сан митрополита 24 мая 2015 года. В настоящее время функционирует система епархиальных отделов и комис­сий по основным направлениям деятельности: информационный, паломнический, миссионерский отделы, отдел религиозного об­разования и катехизации, отдел по работе с молодежью, отдел по взаимодействию с Вооруженны­ми силами и правоохранитель­ными органами. Социальный от­дел епархии постоянно взаимо­действует с домом-интернатом для инвалидов и пожилых людей г. Улан-Удэ для оказания им по­мощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

С 2000 г. благочиние в г. Улан-Удэ изда­ется газета «Православная Бурятия» (текущий тираж 1850 экземпляров). Митрополит Савватий – активный блогер, и имеет аккаунты в социальных сетях «Фейсбук» и «ВКонтакте» (10 000 подписчиков), где высказывается, в том числе, по злободневным проблемам нашей жизни.

 

Древлеправославие

На рубежах России старообрядцы оказывались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин. В Забайкалье старообрядцы селились крупными обособленными группами преимущественно в сельской местности. Данная группа  здесь получила этноним «семейские».  Современное  церковно-административное  древлеправославной церкви в  г.Улан-Удэ   исторически не было единым церковно-религиозным институтом. Эта разъединенность сохраняется, присутствует  и выражается в формировании самостоятельных   митрополий. В  городе Улан-Удэ  сегодня  древлеправославие канонически и административно представлено двумя направлениями:  1. Русская православ­ная старообрядческая церковь (3 прихода) - полное название общества старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, также носивших бытовое название - белокриницкое согласие.   Приверженцы белокриницкого согласия в городе  Улан-Удэ официально  представлены  зарегистрированным  приходом Верхнеудинская старообрядческая община. 2. Русская Древлеправослав­ная церковь официальное назва­ние потомков поповцев, не при­нявших в 1846 г. белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 г. соз­давших свою митрополию в Рос­сии (РДЦ). Древлеправославная архие­пископия Новозыбковской ие­рархии (беглопоповцы) в респу­блике представлена 9 местными религиозными организациями, входящими в состав Сибирской епархии РДЦ.  С 2000 года в г. Улан-Удэ находится резиденция Си­бирской епархии.

Общероссийскую известность приобрел городской старообрядческий ин­формационный центр «Общество культуры семейских Республи­ки Бурятия», издающий с 2007 г. газету «Истоки Руси» и активно участвовавший в общественно-религиозной жизни города.

При поддержке Правительства Республики, научного сообщества в г. Улан-Удэ в 2007 и 2015 гг. был проведен междуна­родный форум «Встреча старо­обрядцев мира: путь Аввакума».

 

Буддизм

 Республика Бурятия является одним из центров буддизма в России. Новый период в истории буддизма России начинается с 1990 года. Возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и монастыри в Бурятии, Тыве и Калмыкии (на первоначальном этапе в Калмыкии и Тыве служили бурятские священнослужители). 28 апреля 1995 года XXIV Пандито Хамбо Ламой Центрального Духовного Управления буддистов РФ (ЦДУБ РФ прошел перерегистрацию в 1992 году) был избран Дамба Аюшеев, который возглавляет Сангху до настоящего времени.

22 марта 1996 года на Сугунды (съезде) буддистов был принят новый Устав, в соответствии, с которым Центральное Духовное Управление Буддистов Российской Федерации (ЦДУБ РФ) было переименовано в Буддийскую Традиционную Сангху России (БТСР), которая была зарегистрирована Министерством юстиции РФ 4 февраля 1997 года.

19 октября 1995 года бывший XXIII Пандито Хамбо Лама Чой-Доржи Будаев зарегистрировал религиозную общину «Ламрим», позже 24 сентября 2001 года он зарегистрировал централизованную религиозную организацию «Объединение Буддистов Бурятии» (ОББ). В ОББ на ассоциативных началах ныне входят 11 буддийских общин, не относящихся к Сангхе. Кроме того, 6 июля 1999 года официально была зарегистрирована централизованная религиозная организация «Майдари» в составе 4-х общин.

В настоящее время на территории республики зарегистрировано 68 буддийских объединений, которые условно можно разделить на 3 категории. Первая – общины, входящие в основную российскую буддийскую организацию – БТСР, и ориентированные на российские буддийские традиции. Вторая – общины, возглавляемые тибетскими священнослужителями (выходцы из Тибета, к примеру – «Ринпоче Багша»), и ориентированные на тибетский буддизм. Третья категория – независимые буддийские общины, преподающие буддийское учение независимо как от БТСР, так и от тибетских монахов. В состав БТСР входит 28 общин и 19 их незарегистрированных филиалов. К ним также относятся общины, действующие в Забайкальском крае, Иркутской области, в республиках Калмыкия и Саха (Якутия), а также в г. Москве. В составе Духовного Управления Буддистов России – 4 общины. В Бурятии также действует религиозная община «Карма Кагью», и  15 других  независимых буддийских общин, крупнейшая из которых – буддийский центр «Ринпоче Багша», возглавляемый тибетским учителем Еше Лодой Ринпоче.

Одно из самых посещаемых мест в Бурятии -  дворец на территории Иволгинского дацана, в котором находится одна из святынь буддийского мира – нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Д.Д. Итэгилова.

В 2009 г. резиденцию Пандито Хамбо Ламы - Иволгинский дацан (Иволгинский район РБ) посетил Президент РФ Д.А. Медведев, в 2013 г. – Президент РФ В.В. Путин.

Сосуществование буддизма и православия в Бурятии происходит мирно. В 2012 г. состоялась первая встреча ПандидоХамбо-ламы Д. Аюшеева и епископа Савватия. В 2015 г. буддисты торжественно отпраздновали 250-летие института Пандито Хамбо лам в России. В ходе VIII межрегионального казачьего фестиваля «Единение», проходившего в г. Улан-Удэ в июле 2016 г., торжественные молебны на церемонии его открытия провели как православный митрополит Савватий, так и Дид-хамбо лама (заместитель хамбо ламы по Бурятии) Дагба Очиров, что обусловлено присутствием в бурятском казачестве как православных, так и буддистов, и свидетельствует о дружественном отношении двух ведущих конфессий, действующих в Бурятии.

 

Ислам

В  г. Улан-Удэ проживает около 10 тысяч человек этнических мусульман (без учета рабочих мигрантов). Местная религиозная организация мусульман г. Улан-Удэ, входящая по территориальному признаку в состав Духовного управления мусульман Азиатской части России (г. Москва), была зарегистрирована Министерством Юстиции РБ,  в июле 2004 года.             

В августе 2007 года, по решению КУИ г. Улан-Удэ, для строительства мечети общине был выделен земельный участок в Октябрьском районе г. Улан-Удэ. В том же году на собственные средства мусульман города было начато ее строительство. К настоящему моменту строительство мечети в г. Улан-Удэ практически завершено, и она функционирует в обычном режиме. Мечеть представляет ислам суннитского толка, тогда как у немногочисленной общины мусульман-шиитов (в основном выходцы из Азербайджана) своей мечети нет.

Руководство общины осуществляется Общим собранием мусульман – членов МРОМ (Местная религиозная организация мусульман).  Нынешний имам улан-удэнской мечети А. Исламдинов – уроженец Бурятии, выпускник Российского исламского университета в г. Казани. Члены общины активно занимаются благотворительной деятельностью. Важнейшим видом благотворительности является ежегодно выплачиваемый мусульманами закят – определенный нормами ислама доли прибыли в пользу неимущих.            Сегодня община насчитывает около 200 активных членов, которые являются постоянными участниками пятничных молитв. 

 

 

Иудаизм

Первым иудейским молитвенным домом на территории  города была синагога, построенная  в 1883 г. 22 нояб. 1999 г. она была зарегистрирована как религиозная организация хасидов - Хабад Федерации еврейских общин России. В 2003 г. община прошла перерегистрацию, получив статус местной иудейской религиозной организации «Еврейская община г. Улан-Удэ религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России».  Местная иудейская религиозная организации (МИРО) «Еврейская община г. Улан-Удэ религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» относится к хасидскому направлению. 

 

Католицизм

Католическая община в Буря­тииначала складываться в XIX в. Ее костяк составляли сосланные на поселение участники польских восстаний, а также квалифи­цированные рабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строитель­ство Транссибирской магистра­ли.  31 августа 1999 г. в г. Улан-Удэ был официально зарегистрирован католический приход Святейшего Сердца Ии­суса Христа, который входит в структуру централизованной ре­лигиозной организации Римско-католической епархии Святого Иосифа в г. Иркутске, а начиная с 2002 г., началось строительство католического храма. Обряд освя­щения совершил Его Преосвя­щенство епископ Кирилл Климо­вич 5 июня 2005 г. Сегодня число постоянных прихожан католического храма составляет около 100 человек. Состав прихожан представлен людьми разных национальностей (нем­цы, поляки, литовцы, армяне, русские, буряты), возрастных и социальных групп. Настоятелем храма является Адам Романюк.

Весьма показательна динамика роста религиозных объединений в республике в постсоветский период: 1994 – 56 зарегистрированных религиозных объединений, 1995 – 81, 1998 – 113, 2006 – 184, 2009 – 190, 2015 - 229.

Согласно официальным данным министерства юстиции РФ по РБ в г.Улан-Удэ на 1.01.2016 г. зарегистрированы следующие религиозные организации: Русская православная церковь – 10; Древлеправославная церковь – 2; Буддизм – 29;  Шаманизм – 6; Иудаизм ортодоксальный – 1; Ислам – 1;  Христиане веры евангельской – 9; Евангельские христиане – баптисты – 3 (и 4 незарегистрированные религиозные группы); Христиане веры евангельской – пятидесятники – 2; Евангельские христиане – 2; Лютеране: Церковь Ингрии – 1; Сознание Кришны (вайшнавы) – 1; Вера Бахаи – 1; Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) – 1; Новоапостольская церковь – 1; Римско - католическая церковь – 1; Пресвитерианская церковь – 2; Адвентисты седьмого дня – 1; Свидетели Иеговы – 1.

Несмотря на столь стремительный рост религиозных объедине­ний и заявлений отдельных лидеров о росте числа верующих, по дан­ным социологического исследования межнациональных и религиоз­ных отношений в Бурятии, проведенным Экспертно-аналитическим центром Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, количество верующих выглядит не столь значительным: почти 20% участников исследования заявили, что они атеисты; к не­верующим, но иногда участвующим в религиозных обрядах отнесли себя около 28% опрошенных; а к верующим – около 50%.

Социологическая служба "Эйдос" (Познание) в Отчете по результатам социологического исследования 2015 г. «Организация и проведение социологического исследования по оценке населением этнонациональной ситуации в г. Улан-Удэ» отмечает, что в настоящее время мы становимся очевидцами интересного феномена: чем шире распространение научных знаний, тем сильнее роль религии в социокультурных процессах не только в России, но и во всем мире.

Согласно результатам исследования, уровень образования, материального достатка, возраст и социальный статус респондентов не оказывают существенного влияния на отношение к религии. Гендерные различия имеют ту же тенденцию, что и в предыдущие годы: среди женщин чаще встречается самоидентификация с приверженцами той или иной религии и меньше – с отрицающими вероисповедание. Количество атеистов среди мужчин немного уменьшилось. В ответе на вопрос «Относите ли Вы себя к людям, исповедующим какую-либо религию?» увеличилось количество сомневающихся, пропорционально снизилось и количество «верующих» и «атеистов».

Конфессиональный состав опрошенных выглядит неоднозначно. В сознании жителей Бурятии доминирует примордиалистское понимание этничности, которое переносится и на религию. По их мнению, буряты должны быть буддистами, а русские – православными и т.д. Православие исповедуется людьми, относящими себя к армянам, полякам, венграм, украинцам, эвенкам, татарам, корейцам; старообрядчество исповедуют «семейские», указавшие, что не являются русскими; католицизм – поляками и литовцами; буддизм – эвенками, сойотами, калмыками, китайцами; ислам – азербайджанцами, киргизами, узбеками, татарами, дагестанцами; шаманизм – эвенками, сойотами, метисами; язычество – эвенками. Самыми многочисленными группами по конфессиональной принадлежности являются православные и буддисты.

Довольно распространенным явлением в последние годы стала вера формальная, основанная только на самоопределении вследствие личных взглядов или социальных представлений. Степень воцерковленности возможно определить по некоторым параметрам: соблюдению религиозных традиций и обрядов, позитивной и негативной самоидентификации, по частоте посещения храма, готовности предпринять активные действия для защиты религиозной общины (соблюдение основ веры и заповедей, ежедневная молитва, соблюдение поста, отказ от алкоголя,  чтение литературы религиозного содержания, наличие домашнего алтаря,  паломничество и др.).

По данным службы «Эйдос», соблюдение основ веры и заповедей в повседневной жизни более всего, присуще мусульманам (данные в силу их недостаточного количества могут быть нерепрезентативными). Ежедневная молитва требует определенных усилий, знаний,  самодисциплины,  поэтому может показывать воцерковленность респондента. Лишь 1% буддистов и 3,5% православных совершают ежедневную молитву утром и вечером. По ответам же мусульман, таких -  18,2%, а еще 9,1% респондентов, исповедующих ислам, совершают ежедневно пятикратный намаз. Из числа мусульман 27,3% не обращаются с молитвой к высшим существам, из православных - 68,4%, примерно столько же буддистов (67%) не молится ежедневно.

Соблюдение религиозного поста также требует серьезного отношения к религиозным практикам. Регулярно возобновляемое самоограничение в употреблении в пищу некоторых продуктов, соблюдение времени приема пищи, определенный психологический и духовный настрой нужны воцерковленным людям. Большинство наших респондентов не соблюдает пост: 73,1% православных; 89,7% буддистов; 91,8% шаманистов; 27,3% мусульман.

Чтение литературы религиозного содержания необходимо для глубокого понимания сущности вероучения, для размышлений, анализа, применения религиозного учения к своей жизни, укрепления духа, получения ответа на животрепещущие вопросы. В идеале воцерковленный человек должен читать тексты каждый день. Ответы  респондентов распределились следующим образом: 77,2% православных, как и 69,1% буддистов, а также 45,5% мусульман выбрали отрицательный ответ. Остальные читают иногда (несколько раз в год), лишь 1,2 % православных и 1% буддистов уделяют время этому занятию ежедневно.       

Наличие домашнего алтаря у православных и буддистов также свидетельствует о стремлении соблюдать религиозные традиции и обряды, так как у алтаря совершаются молитвы, за предметами религиозного культа, находящимися на алтаре, бережно ухаживают. У большинства респондентов, исповедующих православие и буддизм, имеются отдельные элементы домашнего алтаря.  

Что касается паломничества, то, конечно, его могут совершать и люди, отрицающие свою принадлежность к конкретной конфессии, даже нерелигиозные. Но для воцерковленного человека паломничество  приобретает особый смысл, в некоторых случаях оно необходимо для укрепления веры, почитания святынь. По результатам нашего исследования, не совершают его 90,6% православных, 48,5% буддистов, 90,9% мусульман, 54,5% шаманистов.    

Для православных очень важной частью церковной жизни является исповедь и причащение. По ответам наших респондентов, 72,5% православных горожан не исповедуются и не причащаются.

Для буддистов такими важными элементами религиозной практики являются медитация (в том числе, аналитическая), принятие обетов (например, махаянских), общение с духовным наставником, Учителем. Но 95,9% буддистов нашего города не медитируют, принятие обетов не присуще 93,8% буддистов Улан-Удэ, не общаются с Учителем (возможно, из-за его отсутствия) 81,4% буддистов-горожан.    

Частота посещения храма также показывает воцерковленность человека, но при напряженном ритме современной городской жизни, на наш взгляд, следует разделять посещение храма и присутствие на службе. Если говорить о присутствии на службе, то, судя по ответам респондентов, «раз в месяц и чаще» бывают 12,3% православных, 13,8% буддистов, 27,3% мусульман. Но при этом совсем не бывают на службе 25,1% православных, 6,2% буддистов, 45,5% мусульман. Люди чаще бывают в храме, чем присутствуют на службе. В храм иногда могут прийти за советом, за лекарством (к ламе) и т.д. Частота посещения храма показывает отношение православных к канонам, к Русской православной церкви, к общине в целом. Незначительный процент наших респондентов посещает церковь раз в месяц или чаще – 13,7%. Около половины опрошенных православных бывают в церкви несколько раз в год, вероятно, в праздничные дни. В буддизме также важно быть на хуралах, почитать символы Тела, Речи и Ума Будды, находящиеся в дацанах. 13,8% буддистов посещают дацан раз в месяц или чаще. Большая часть респондентов-буддистов бывает в дацане несколько раз в год (71,3%).

Приглашение священнослужителя к себе домой для проведения необходимых обрядов может практиковаться в некоторых случаях. Но не приглашают священнослужителя большинство православных (81,3%), меньше половины буддистов (40,2%), чуть больше трети шаманистов (36,4%), чуть больше половины мусульман (54,5%). 

Практика оказания помощи нуждающимся, милостыня, даяние поощряются и одобряются во всех религиях. Около половины респондентов, относящих себя к категории верующих, не делают этого никогда, а вторая, чуть большая часть, делает это время от времени. Тех, кто регулярно помогает другим, незначительное количество: 2,3% православных, 2,1% буддистов, 9,1% мусульман, 9,1% шаманистов. 

Критерий самоидентификации может указывать на степень религиозности, так как глубокая религиозная вера подразумевает, на наш взгляд, частое осознание своей принадлежности к конфессии. В этом случае все мировоззрение и поведение человека обусловлено религиозной верой. Позитивная самоидентификация рассматривается нами как частое осознание своей принадлежности к социальной группе, одобрительное отношение к отождествлению с членами группы. Негативная самоидентификация определяется как отрицание своей принадлежности к социальной группе. Ситуативная самоидентификация носит непостоянный и латентный характер. Среди православных позитивная самоидентификация присуща чуть более трети (35,7%) респондентов, ситуативная – 47,4%, негативная – 9,9%, некоторые затруднились ответить. Среди буддистов 46,4% респондентов указали на позитивную самоидентификацию, 47,4% - на ситуативную, а 3,1% - на негативную, остальные затруднились ответить. Позитивная самоидентификация более всего характерна для мусульман (90,9%), при этом ситуативная лишь у 9,1%, а негативной - не было совсем. Позитивная самоидентификация шаманистов составляет, по результатам опроса, 27,3%, а ситуативная – 54,5%, негативная  - нулевая, остальные затруднились ответить.

На вопрос о готовности предпринять активные действия для защиты интересов группы лишь 13,8% православных, 15% буддистов и треть мусульман выбрали религиозную группу в числе трех возможных вариантов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозность жителей Улан-Удэ связана с синкретизмом верований, почти тождественных у верующих и атеистов. Уровень воцерковленности православных и буддистов достаточно низкий, о чем свидетельствует их поведение в повседневной жизни и сложных ситуациях. Очевидно, мусульмане более вовлечены в религиозные практики, чем вышеназванные группы. 

В целом религиозную ситуацию Бурятии в конце XX – начале XXI в. характеризуют изменения, наблюдаемые в религиозной жиз­ни многих регионов России. На фоне роста численности прихожан и приверженцев  исторически сложившихся этноконфессиональных об­щин, можно отметить появление и постепенное распространение ра­нее не отмечавшихся в республике конфессиональных объединений – мормоны, Свидетели Иеговы, кришнаиты, бахаи и др.

 

Принципиальное изменение государственно-церковных взаимо­отношений нашло отражение в формировании новой законодательной базы и нормативно-правового обеспечения деятельности религиоз­ных объединений. Так, 25 октября 1990 г. был принят закон РСФСР«О свободе вероисповеданий», по которому были сняты ограниче­ния на культовую деятельность религиозных организаций, упрощена процедура регистрации обществ, отменены запреты на социальную, производственно-хозяйственную и иную некультовую деятельность религиозных организаций и др. Конституция Российской Федерации (1993 г.) закрепила в качестве правовой основы государственной поли­тики цивилизованные нормы, такие как светскость государства, равен­ство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных организаций. В1997 г. был принят закон Российской Фе­дерации «О свободе совести и религиозных объединениях», который конкретизировал общие принципы и положения Конституции РФ: пра­во на свободу совести и свободу вероисповедания; отделение религиоз­ных объединений от государства и их равенство перед законом; право на религиозное образование и способы его реализации.

На основе федерального закона 23 декабря 1997 г. в Республике Бурятия был принят закон РБ «О религиозной деятельности на тер­ритории Республики Бурятия». В соответствии с законом был создан экспертно-консультативный Совет по делам религии при Правитель­стве Республики Бурятия. В целях координации деятельности религи­озных организаций, согласно указу Президента Республики Бурятия за №297 от 26 декабря 1995 г., был организован Совет по взаимодей­ствию с религиозными объединениями при Президенте республики. Указом Президента Республики Бурятия №198 от 15 сентября 2002 г. было утверждено новое Положение о Совете, в котором определены его функции и задачи. Так, Совет, являясь консультативным органом, осуществляет «предварительное рассмотрение вопросов и подготовку для Президента Республики Бурятия предложений, касающихся взаи­модействия Президента Республики Бурятия с религиозными объе­динениями и повышения духовной культуры общества». С 2003 г. при Совете функционировал Экспертный совет для проведения ре­лигиоведческих экспертиз и противодействия религиозным организа­циям, «формирующим предпосылки к возникновению национальной и религиозной розни». С 2008 г. в республике действует Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия.

В сфере государственно-конфессиональных отношений особая роль отводится органам исполнительной власти. В Бурятии в 1998 г. был создан Комитет по делам национальностей и связям с религиоз­ными объединениями Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия. Согласно Положению, данный Комитет «яв­ляется структурным подразделением Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере межнациональных отношений и взаимоотношений с религиозными объединениями». В 2002 г. в зада­чи Комитета вошло еще одно направление деятельности – проведение государственной политики в области связей с общественностью, что нашло отражение и в названии Комитета и утверждении Положения 13 «О комитете по делам национальностей и связям с общественными, религиозными объединениями». С2007 г. взаимодействие с религи­озными объединениями входит в задачи Комитета по межнациональ­ным отношениям и развитию гражданских инициатив.

Тем не менее, мы должны констатировать, что в отличие от обще­российского, федерального уровня региональная проекция идеологи­ческого фактора приоритетов этнорелигиозных составляющих уже набирает силу и имеет свои прецеденты положительного решения.

В свете вышеизложенного, нам представляется, что в сфере государственно-конфессиональных отношений, возрастает необхо­димость более тесного взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти, в лице Комитета по межнациональ­ным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Для координации и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти необходимо расширение состава чле­нов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Бурятия, которое в современных условиях позволит выработать общую стратегию и тактику.

Министерство юстиции Российской Федерации и его территори­альные органы помимо функций по принятию решения о государ­ственной регистрации религиозной организации осуществляют кон­троль за соблюдением религиозной организацией положений устава относительно целей и порядка ее деятельности. Результаты проведен­ных Управлением Минюста России по Республике Бурятия проверок показывают, что религиозные организации допускают нарушения: несоблюдение положений собственных уставов, порядка форми­рования, срока полномочий органов управления, порядка принятия ими решений;  не всегда и не своевременно предоставляют ежегодные сведения о продолжении своей деятельности; при осуществлении деятельности используют свое неполное наименование. В ходе контрольных мероприятий Управление не только выявляет и фиксирует нарушение, но и предпринимает меры по устранению. С этой целью Управлением налажено взаимодействие с представите­лями религиозных организаций для проведения совместной работы по устранению нарушений законодательства, повлекших вынесение предупреждения или применение мер административной ответствен­ности

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос и определить позицию государства в деле строительства новых дацанов и церквей, так как 15 Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает выделе­ние средств только на реставрацию дацанов и церквей, являющихся памятниками истории и культуры. Считаем, что задачей Правитель­ства в отношении религиозных организаций должна стать координация всех структур исполнительной власти, усиление контроля земельных и имущественных отношений, безусловное соблюдение принятых законодательных актов и Конституции Российской Федера­ции в области свободы совести и вероисповеданий.

Вступление в силу в июле 2016 г. т.н. «пакета Яровой» в части регулирования миссионерской деятельности не вызвало волнений среди республиканских религиозных общин, поскольку Комитетом по межнациональным отношениям и Минюстом проводится соответствующая разъяснительная работа с лидерами религиозных организаций.

Подводя итог, можно утверждать, что несмотря на всё разнообразие и оппозиционность многих религиозных новаций, в Республике Буря­тия сегодня сохраняется традиционная для региона веротерпимость.