Исторически сложилось, что в Бурятии сосуществуют представители разных религиозных конфессий, из которых к традиционным можно отнести буддизм, православие, старообрядчество (древлеправославие) и шаманизм. Необходимо также отметить, что с конца 1890-х гг. до 1930-х гг. на территории Бурятии действовали евангельско-христианские, мусульманские, иудейские, католические и иные религиозные общины и группы.
Общая картина современной религиозной ситуации в Республике Бурятия характеризуется многообразием религий и конфессий. В ведомственном реестре Управления на 1 августа 2016 г. значится 229 религиозных организаций, в том числе 182 местных и 5 централизованных, 5 монастырей, 2 духовных образовательных учреждения. Русская Православная Церковь представлена 78 православными приходами; старообрядчество - 9. 68 религиозных организаций представляют буддийское вероисповедание. Шаманизм представлен 5 религиозными организациями – 4 местные религиозные организации в г. Улан-Удэ, 1 – в Баргузинском районе. На территории республики действуют и представители других религиозных традиций: ислама, иудаизма, протестантизма, католицизма.
Православие
В 1940-1980-е гг. приходы Бурят-Монгольской АССР вошли в состав Иркутской епархии. В марте 1994 г., по указу Преосвященного Вадима, епископа Иркутского и Читинского, было образовано Бурятское благочиние в административных границах республики.
Знаменательным событием для Бурятии стало решение Священного Синода РПЦ от 10 октября 2009 г. о выделении из состава Читинской епархии самостоятельной Улан-Удэнской и Бурятской епархии (Московский Патриархат). Епископом новой епархии стал епископ Алатырский Савватий, викарий Чебоксарской епархии. В 2010 г. православные религиозные организации, зарегистрированные на территории республики, прошли процедуру перерегистрации в связи с учреждением Улан-Удэнской и Бурятской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и утверждением типового устава для православных религиозных организаций.
Решением Священного Синода РПЦ от 5 мая 2015 г. образована Бурятская митрополия, которая включает в себя 2 епархии – Улан-Удэнскую и Северобайкальскую и Сосново-Озёрскую. Правящий архиерей – митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий возведен в сан митрополита 24 мая 2015 года. В настоящее время функционирует система епархиальных отделов и комиссий по основным направлениям деятельности: информационный, паломнический, миссионерский отделы, отдел религиозного образования и катехизации, отдел по работе с молодежью, отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Социальный отдел епархии постоянно взаимодействует с домом-интернатом для инвалидов и пожилых людей г. Улан-Удэ для оказания им помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
С 2000 г. благочиние в г. Улан-Удэ издается газета «Православная Бурятия» (текущий тираж 1850 экземпляров). Митрополит Савватий – активный блогер, и имеет аккаунты в социальных сетях «Фейсбук» и «ВКонтакте» (10 000 подписчиков), где высказывается, в том числе, по злободневным проблемам нашей жизни.
Древлеправославие
На рубежах России старообрядцы оказывались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин. В Забайкалье старообрядцы селились крупными обособленными группами преимущественно в сельской местности. Данная группа здесь получила этноним «семейские». Современное церковно-административное древлеправославной церкви в г.Улан-Удэ исторически не было единым церковно-религиозным институтом. Эта разъединенность сохраняется, присутствует и выражается в формировании самостоятельных митрополий. В городе Улан-Удэ сегодня древлеправославие канонически и административно представлено двумя направлениями: 1. Русская православная старообрядческая церковь (3 прихода) - полное название общества старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, также носивших бытовое название - белокриницкое согласие. Приверженцы белокриницкого согласия в городе Улан-Удэ официально представлены зарегистрированным приходом Верхнеудинская старообрядческая община. 2. Русская Древлеправославная церковь – официальное название потомков поповцев, не принявших в 1846 г. белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 г. создавших свою митрополию в России (РДЦ). Древлеправославная архиепископия Новозыбковской иерархии (беглопоповцы) в республике представлена 9 местными религиозными организациями, входящими в состав Сибирской епархии РДЦ. С 2000 года в г. Улан-Удэ находится резиденция Сибирской епархии.
Общероссийскую известность приобрел городской старообрядческий информационный центр «Общество культуры семейских Республики Бурятия», издающий с 2007 г. газету «Истоки Руси» и активно участвовавший в общественно-религиозной жизни города.
При поддержке Правительства Республики, научного сообщества в г. Улан-Удэ в 2007 и 2015 гг. был проведен международный форум «Встреча старообрядцев мира: путь Аввакума».
Буддизм
Республика Бурятия является одним из центров буддизма в России. Новый период в истории буддизма России начинается с 1990 года. Возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и монастыри в Бурятии, Тыве и Калмыкии (на первоначальном этапе в Калмыкии и Тыве служили бурятские священнослужители). 28 апреля 1995 года XXIV Пандито Хамбо Ламой Центрального Духовного Управления буддистов РФ (ЦДУБ РФ прошел перерегистрацию в 1992 году) был избран Дамба Аюшеев, который возглавляет Сангху до настоящего времени.
22 марта 1996 года на Сугунды (съезде) буддистов был принят новый Устав, в соответствии, с которым Центральное Духовное Управление Буддистов Российской Федерации (ЦДУБ РФ) было переименовано в Буддийскую Традиционную Сангху России (БТСР), которая была зарегистрирована Министерством юстиции РФ 4 февраля 1997 года.
19 октября 1995 года бывший XXIII Пандито Хамбо Лама Чой-Доржи Будаев зарегистрировал религиозную общину «Ламрим», позже 24 сентября 2001 года он зарегистрировал централизованную религиозную организацию «Объединение Буддистов Бурятии» (ОББ). В ОББ на ассоциативных началах ныне входят 11 буддийских общин, не относящихся к Сангхе. Кроме того, 6 июля 1999 года официально была зарегистрирована централизованная религиозная организация «Майдари» в составе 4-х общин.
В настоящее время на территории республики зарегистрировано 68 буддийских объединений, которые условно можно разделить на 3 категории. Первая – общины, входящие в основную российскую буддийскую организацию – БТСР, и ориентированные на российские буддийские традиции. Вторая – общины, возглавляемые тибетскими священнослужителями (выходцы из Тибета, к примеру – «Ринпоче Багша»), и ориентированные на тибетский буддизм. Третья категория – независимые буддийские общины, преподающие буддийское учение независимо как от БТСР, так и от тибетских монахов. В состав БТСР входит 28 общин и 19 их незарегистрированных филиалов. К ним также относятся общины, действующие в Забайкальском крае, Иркутской области, в республиках Калмыкия и Саха (Якутия), а также в г. Москве. В составе Духовного Управления Буддистов России – 4 общины. В Бурятии также действует религиозная община «Карма Кагью», и 15 других независимых буддийских общин, крупнейшая из которых – буддийский центр «Ринпоче Багша», возглавляемый тибетским учителем Еше Лодой Ринпоче.
Одно из самых посещаемых мест в Бурятии - дворец на территории Иволгинского дацана, в котором находится одна из святынь буддийского мира – нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Д.Д. Итэгилова.
В 2009 г. резиденцию Пандито Хамбо Ламы - Иволгинский дацан (Иволгинский район РБ) посетил Президент РФ Д.А. Медведев, в 2013 г. – Президент РФ В.В. Путин.
Сосуществование буддизма и православия в Бурятии происходит мирно. В 2012 г. состоялась первая встреча ПандидоХамбо-ламы Д. Аюшеева и епископа Савватия. В 2015 г. буддисты торжественно отпраздновали 250-летие института Пандито Хамбо лам в России. В ходе VIII межрегионального казачьего фестиваля «Единение», проходившего в г. Улан-Удэ в июле 2016 г., торжественные молебны на церемонии его открытия провели как православный митрополит Савватий, так и Дид-хамбо лама (заместитель хамбо ламы по Бурятии) Дагба Очиров, что обусловлено присутствием в бурятском казачестве как православных, так и буддистов, и свидетельствует о дружественном отношении двух ведущих конфессий, действующих в Бурятии.
Ислам
В г. Улан-Удэ проживает около 10 тысяч человек этнических мусульман (без учета рабочих мигрантов). Местная религиозная организация мусульман г. Улан-Удэ, входящая по территориальному признаку в состав Духовного управления мусульман Азиатской части России (г. Москва), была зарегистрирована Министерством Юстиции РБ, в июле 2004 года.
В августе 2007 года, по решению КУИ г. Улан-Удэ, для строительства мечети общине был выделен земельный участок в Октябрьском районе г. Улан-Удэ. В том же году на собственные средства мусульман города было начато ее строительство. К настоящему моменту строительство мечети в г. Улан-Удэ практически завершено, и она функционирует в обычном режиме. Мечеть представляет ислам суннитского толка, тогда как у немногочисленной общины мусульман-шиитов (в основном выходцы из Азербайджана) своей мечети нет.
Руководство общины осуществляется Общим собранием мусульман – членов МРОМ (Местная религиозная организация мусульман). Нынешний имам улан-удэнской мечети А. Исламдинов – уроженец Бурятии, выпускник Российского исламского университета в г. Казани. Члены общины активно занимаются благотворительной деятельностью. Важнейшим видом благотворительности является ежегодно выплачиваемый мусульманами закят – определенный нормами ислама доли прибыли в пользу неимущих. Сегодня община насчитывает около 200 активных членов, которые являются постоянными участниками пятничных молитв.
Иудаизм
Первым иудейским молитвенным домом на территории города была синагога, построенная в 1883 г. 22 нояб. 1999 г. она была зарегистрирована как религиозная организация хасидов - Хабад Федерации еврейских общин России. В 2003 г. община прошла перерегистрацию, получив статус местной иудейской религиозной организации «Еврейская община г. Улан-Удэ религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России». Местная иудейская религиозная организации (МИРО) «Еврейская община г. Улан-Удэ религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» относится к хасидскому направлению.
Католицизм
Католическая община в Бурятииначала складываться в XIX в. Ее костяк составляли сосланные на поселение участники польских восстаний, а также квалифицированные рабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. 31 августа 1999 г. в г. Улан-Удэ был официально зарегистрирован католический приход Святейшего Сердца Иисуса Христа, который входит в структуру централизованной религиозной организации Римско-католической епархии Святого Иосифа в г. Иркутске, а начиная с 2002 г., началось строительство католического храма. Обряд освящения совершил Его Преосвященство епископ Кирилл Климович 5 июня 2005 г. Сегодня число постоянных прихожан католического храма составляет около 100 человек. Состав прихожан представлен людьми разных национальностей (немцы, поляки, литовцы, армяне, русские, буряты), возрастных и социальных групп. Настоятелем храма является Адам Романюк.
Весьма показательна динамика роста религиозных объединений в республике в постсоветский период: 1994 – 56 зарегистрированных религиозных объединений, 1995 – 81, 1998 – 113, 2006 – 184, 2009 – 190, 2015 - 229.
Согласно официальным данным министерства юстиции РФ по РБ в г.Улан-Удэ на 1.01.2016 г. зарегистрированы следующие религиозные организации: Русская православная церковь – 10; Древлеправославная церковь – 2; Буддизм – 29; Шаманизм – 6; Иудаизм ортодоксальный – 1; Ислам – 1; Христиане веры евангельской – 9; Евангельские христиане – баптисты – 3 (и 4 незарегистрированные религиозные группы); Христиане веры евангельской – пятидесятники – 2; Евангельские христиане – 2; Лютеране: Церковь Ингрии – 1; Сознание Кришны (вайшнавы) – 1; Вера Бахаи – 1; Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) – 1; Новоапостольская церковь – 1; Римско - католическая церковь – 1; Пресвитерианская церковь – 2; Адвентисты седьмого дня – 1; Свидетели Иеговы – 1.
Несмотря на столь стремительный рост религиозных объединений и заявлений отдельных лидеров о росте числа верующих, по данным социологического исследования межнациональных и религиозных отношений в Бурятии, проведенным Экспертно-аналитическим центром Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, количество верующих выглядит не столь значительным: почти 20% участников исследования заявили, что они атеисты; к неверующим, но иногда участвующим в религиозных обрядах отнесли себя около 28% опрошенных; а к верующим – около 50%.
Социологическая служба "Эйдос" (Познание) в Отчете по результатам социологического исследования 2015 г. «Организация и проведение социологического исследования по оценке населением этнонациональной ситуации в г. Улан-Удэ» отмечает, что в настоящее время мы становимся очевидцами интересного феномена: чем шире распространение научных знаний, тем сильнее роль религии в социокультурных процессах не только в России, но и во всем мире.
Согласно результатам исследования, уровень образования, материального достатка, возраст и социальный статус респондентов не оказывают существенного влияния на отношение к религии. Гендерные различия имеют ту же тенденцию, что и в предыдущие годы: среди женщин чаще встречается самоидентификация с приверженцами той или иной религии и меньше – с отрицающими вероисповедание. Количество атеистов среди мужчин немного уменьшилось. В ответе на вопрос «Относите ли Вы себя к людям, исповедующим какую-либо религию?» увеличилось количество сомневающихся, пропорционально снизилось и количество «верующих» и «атеистов».
Конфессиональный состав опрошенных выглядит неоднозначно. В сознании жителей Бурятии доминирует примордиалистское понимание этничности, которое переносится и на религию. По их мнению, буряты должны быть буддистами, а русские – православными и т.д. Православие исповедуется людьми, относящими себя к армянам, полякам, венграм, украинцам, эвенкам, татарам, корейцам; старообрядчество исповедуют «семейские», указавшие, что не являются русскими; католицизм – поляками и литовцами; буддизм – эвенками, сойотами, калмыками, китайцами; ислам – азербайджанцами, киргизами, узбеками, татарами, дагестанцами; шаманизм – эвенками, сойотами, метисами; язычество – эвенками. Самыми многочисленными группами по конфессиональной принадлежности являются православные и буддисты.
Довольно распространенным явлением в последние годы стала вера формальная, основанная только на самоопределении вследствие личных взглядов или социальных представлений. Степень воцерковленности возможно определить по некоторым параметрам: соблюдению религиозных традиций и обрядов, позитивной и негативной самоидентификации, по частоте посещения храма, готовности предпринять активные действия для защиты религиозной общины (соблюдение основ веры и заповедей, ежедневная молитва, соблюдение поста, отказ от алкоголя, чтение литературы религиозного содержания, наличие домашнего алтаря, паломничество и др.).
По данным службы «Эйдос», соблюдение основ веры и заповедей в повседневной жизни более всего, присуще мусульманам (данные в силу их недостаточного количества могут быть нерепрезентативными). Ежедневная молитва требует определенных усилий, знаний, самодисциплины, поэтому может показывать воцерковленность респондента. Лишь 1% буддистов и 3,5% православных совершают ежедневную молитву утром и вечером. По ответам же мусульман, таких - 18,2%, а еще 9,1% респондентов, исповедующих ислам, совершают ежедневно пятикратный намаз. Из числа мусульман 27,3% не обращаются с молитвой к высшим существам, из православных - 68,4%, примерно столько же буддистов (67%) не молится ежедневно.
Соблюдение религиозного поста также требует серьезного отношения к религиозным практикам. Регулярно возобновляемое самоограничение в употреблении в пищу некоторых продуктов, соблюдение времени приема пищи, определенный психологический и духовный настрой нужны воцерковленным людям. Большинство наших респондентов не соблюдает пост: 73,1% православных; 89,7% буддистов; 91,8% шаманистов; 27,3% мусульман.
Чтение литературы религиозного содержания необходимо для глубокого понимания сущности вероучения, для размышлений, анализа, применения религиозного учения к своей жизни, укрепления духа, получения ответа на животрепещущие вопросы. В идеале воцерковленный человек должен читать тексты каждый день. Ответы респондентов распределились следующим образом: 77,2% православных, как и 69,1% буддистов, а также 45,5% мусульман выбрали отрицательный ответ. Остальные читают иногда (несколько раз в год), лишь 1,2 % православных и 1% буддистов уделяют время этому занятию ежедневно.
Наличие домашнего алтаря у православных и буддистов также свидетельствует о стремлении соблюдать религиозные традиции и обряды, так как у алтаря совершаются молитвы, за предметами религиозного культа, находящимися на алтаре, бережно ухаживают. У большинства респондентов, исповедующих православие и буддизм, имеются отдельные элементы домашнего алтаря.
Что касается паломничества, то, конечно, его могут совершать и люди, отрицающие свою принадлежность к конкретной конфессии, даже нерелигиозные. Но для воцерковленного человека паломничество приобретает особый смысл, в некоторых случаях оно необходимо для укрепления веры, почитания святынь. По результатам нашего исследования, не совершают его 90,6% православных, 48,5% буддистов, 90,9% мусульман, 54,5% шаманистов.
Для православных очень важной частью церковной жизни является исповедь и причащение. По ответам наших респондентов, 72,5% православных горожан не исповедуются и не причащаются.
Для буддистов такими важными элементами религиозной практики являются медитация (в том числе, аналитическая), принятие обетов (например, махаянских), общение с духовным наставником, Учителем. Но 95,9% буддистов нашего города не медитируют, принятие обетов не присуще 93,8% буддистов Улан-Удэ, не общаются с Учителем (возможно, из-за его отсутствия) 81,4% буддистов-горожан.
Частота посещения храма также показывает воцерковленность человека, но при напряженном ритме современной городской жизни, на наш взгляд, следует разделять посещение храма и присутствие на службе. Если говорить о присутствии на службе, то, судя по ответам респондентов, «раз в месяц и чаще» бывают 12,3% православных, 13,8% буддистов, 27,3% мусульман. Но при этом совсем не бывают на службе 25,1% православных, 6,2% буддистов, 45,5% мусульман. Люди чаще бывают в храме, чем присутствуют на службе. В храм иногда могут прийти за советом, за лекарством (к ламе) и т.д. Частота посещения храма показывает отношение православных к канонам, к Русской православной церкви, к общине в целом. Незначительный процент наших респондентов посещает церковь раз в месяц или чаще – 13,7%. Около половины опрошенных православных бывают в церкви несколько раз в год, вероятно, в праздничные дни. В буддизме также важно быть на хуралах, почитать символы Тела, Речи и Ума Будды, находящиеся в дацанах. 13,8% буддистов посещают дацан раз в месяц или чаще. Большая часть респондентов-буддистов бывает в дацане несколько раз в год (71,3%).
Приглашение священнослужителя к себе домой для проведения необходимых обрядов может практиковаться в некоторых случаях. Но не приглашают священнослужителя большинство православных (81,3%), меньше половины буддистов (40,2%), чуть больше трети шаманистов (36,4%), чуть больше половины мусульман (54,5%).
Практика оказания помощи нуждающимся, милостыня, даяние поощряются и одобряются во всех религиях. Около половины респондентов, относящих себя к категории верующих, не делают этого никогда, а вторая, чуть большая часть, делает это время от времени. Тех, кто регулярно помогает другим, незначительное количество: 2,3% православных, 2,1% буддистов, 9,1% мусульман, 9,1% шаманистов.
Критерий самоидентификации может указывать на степень религиозности, так как глубокая религиозная вера подразумевает, на наш взгляд, частое осознание своей принадлежности к конфессии. В этом случае все мировоззрение и поведение человека обусловлено религиозной верой. Позитивная самоидентификация рассматривается нами как частое осознание своей принадлежности к социальной группе, одобрительное отношение к отождествлению с членами группы. Негативная самоидентификация определяется как отрицание своей принадлежности к социальной группе. Ситуативная самоидентификация носит непостоянный и латентный характер. Среди православных позитивная самоидентификация присуща чуть более трети (35,7%) респондентов, ситуативная – 47,4%, негативная – 9,9%, некоторые затруднились ответить. Среди буддистов 46,4% респондентов указали на позитивную самоидентификацию, 47,4% - на ситуативную, а 3,1% - на негативную, остальные затруднились ответить. Позитивная самоидентификация более всего характерна для мусульман (90,9%), при этом ситуативная лишь у 9,1%, а негативной - не было совсем. Позитивная самоидентификация шаманистов составляет, по результатам опроса, 27,3%, а ситуативная – 54,5%, негативная - нулевая, остальные затруднились ответить.
На вопрос о готовности предпринять активные действия для защиты интересов группы лишь 13,8% православных, 15% буддистов и треть мусульман выбрали религиозную группу в числе трех возможных вариантов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозность жителей Улан-Удэ связана с синкретизмом верований, почти тождественных у верующих и атеистов. Уровень воцерковленности православных и буддистов достаточно низкий, о чем свидетельствует их поведение в повседневной жизни и сложных ситуациях. Очевидно, мусульмане более вовлечены в религиозные практики, чем вышеназванные группы.
В целом религиозную ситуацию Бурятии в конце XX – начале XXI в. характеризуют изменения, наблюдаемые в религиозной жизни многих регионов России. На фоне роста численности прихожан и приверженцев исторически сложившихся этноконфессиональных общин, можно отметить появление и постепенное распространение ранее не отмечавшихся в республике конфессиональных объединений – мормоны, Свидетели Иеговы, кришнаиты, бахаи и др.
Принципиальное изменение государственно-церковных взаимоотношений нашло отражение в формировании новой законодательной базы и нормативно-правового обеспечения деятельности религиозных объединений. Так, 25 октября 1990 г. был принят закон РСФСР«О свободе вероисповеданий», по которому были сняты ограничения на культовую деятельность религиозных организаций, упрощена процедура регистрации обществ, отменены запреты на социальную, производственно-хозяйственную и иную некультовую деятельность религиозных организаций и др. Конституция Российской Федерации (1993 г.) закрепила в качестве правовой основы государственной политики цивилизованные нормы, такие как светскость государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных организаций. В1997 г. был принят закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», который конкретизировал общие принципы и положения Конституции РФ: право на свободу совести и свободу вероисповедания; отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом; право на религиозное образование и способы его реализации.
На основе федерального закона 23 декабря 1997 г. в Республике Бурятия был принят закон РБ «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия». В соответствии с законом был создан экспертно-консультативный Совет по делам религии при Правительстве Республики Бурятия. В целях координации деятельности религиозных организаций, согласно указу Президента Республики Бурятия за №297 от 26 декабря 1995 г., был организован Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте республики. Указом Президента Республики Бурятия №198 от 15 сентября 2002 г. было утверждено новое Положение о Совете, в котором определены его функции и задачи. Так, Совет, являясь консультативным органом, осуществляет «предварительное рассмотрение вопросов и подготовку для Президента Республики Бурятия предложений, касающихся взаимодействия Президента Республики Бурятия с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества». С 2003 г. при Совете функционировал Экспертный совет для проведения религиоведческих экспертиз и противодействия религиозным организациям, «формирующим предпосылки к возникновению национальной и религиозной розни». С 2008 г. в республике действует Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия.
В сфере государственно-конфессиональных отношений особая роль отводится органам исполнительной власти. В Бурятии в 1998 г. был создан Комитет по делам национальностей и связям с религиозными объединениями Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия. Согласно Положению, данный Комитет «является структурным подразделением Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере межнациональных отношений и взаимоотношений с религиозными объединениями». В 2002 г. в задачи Комитета вошло еще одно направление деятельности – проведение государственной политики в области связей с общественностью, что нашло отражение и в названии Комитета и утверждении Положения 13 «О комитете по делам национальностей и связям с общественными, религиозными объединениями». С2007 г. взаимодействие с религиозными объединениями входит в задачи Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив.
Тем не менее, мы должны констатировать, что в отличие от общероссийского, федерального уровня региональная проекция идеологического фактора приоритетов этнорелигиозных составляющих уже набирает силу и имеет свои прецеденты положительного решения.
В свете вышеизложенного, нам представляется, что в сфере государственно-конфессиональных отношений, возрастает необходимость более тесного взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти, в лице Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Для координации и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти необходимо расширение состава членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Бурятия, которое в современных условиях позволит выработать общую стратегию и тактику.
Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы помимо функций по принятию решения о государственной регистрации религиозной организации осуществляют контроль за соблюдением религиозной организацией положений устава относительно целей и порядка ее деятельности. Результаты проведенных Управлением Минюста России по Республике Бурятия проверок показывают, что религиозные организации допускают нарушения: несоблюдение положений собственных уставов, порядка формирования, срока полномочий органов управления, порядка принятия ими решений; не всегда и не своевременно предоставляют ежегодные сведения о продолжении своей деятельности; при осуществлении деятельности используют свое неполное наименование. В ходе контрольных мероприятий Управление не только выявляет и фиксирует нарушение, но и предпринимает меры по устранению. С этой целью Управлением налажено взаимодействие с представителями религиозных организаций для проведения совместной работы по устранению нарушений законодательства, повлекших вынесение предупреждения или применение мер административной ответственности
Отдельно необходимо рассмотреть вопрос и определить позицию государства в деле строительства новых дацанов и церквей, так как 15 Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает выделение средств только на реставрацию дацанов и церквей, являющихся памятниками истории и культуры. Считаем, что задачей Правительства в отношении религиозных организаций должна стать координация всех структур исполнительной власти, усиление контроля земельных и имущественных отношений, безусловное соблюдение принятых законодательных актов и Конституции Российской Федерации в области свободы совести и вероисповеданий.
Вступление в силу в июле 2016 г. т.н. «пакета Яровой» в части регулирования миссионерской деятельности не вызвало волнений среди республиканских религиозных общин, поскольку Комитетом по межнациональным отношениям и Минюстом проводится соответствующая разъяснительная работа с лидерами религиозных организаций.
Подводя итог, можно утверждать, что несмотря на всё
разнообразие и оппозиционность многих религиозных новаций, в Республике Бурятия
сегодня сохраняется традиционная для региона веротерпимость.