Поскольку сейчас это довольно частое явление, то люди, которые оказываются затронуты процессами «возмущения» того или иного рода, естественно, пытаются выяснить, кто за всем этим стоит. Попытки привели к определенным результатам: очевидно, кто-то типа Чаплина инициирует рассылку энного количества писем своим клевретам, которые или сразу идут в прокуратуру с жалобами, или поднимают уже более широкое «общественное возмущение». А прокуратура просто обязана возбудить какие-то действия, и она эти действия возбуждает. Они могут ничем не закончиться, как в случае с «Тангейзером», например, когда и эксперты вынесли решение, что постановка никакие законы не нарушает, но общественность уже возбуждена, даны команды, и появляются некие силы — я, скажем, видела документальный фильм, где Милонов совершенно открыто приходит разговаривать к Энтео и говорит ему, что нам очень нужны такие активисты, как вы, мы на вас надеемся, давайте дружить, вот мои визитки и т.д., — которые готовы действовать в русле определенных политических интересов. Когда тот же Энтео идет в патриархию, его не принимают и объясняют, что вы, конечно, молодцы, но мы с вами не сотрудничаем, потому что ни с кем не сотрудничаем. А вот Милонов уже может сотрудничать с такими людьми, как Энтео или Плюта.
Все это делается по одним и тем же лекалам, причем что в Москве, что в Америке. У нас это делается для повышения значимости церковной корпорации внутри общества, а в США, скажем, обязательно есть какой-то проповедник, который делает это ради собственного пиара. Всегда есть инициатор, всегда есть какие-то люди, как правило, политические силы, которым это нужно и выгодно. И никаких других источников этого волнения, кроме непосредственного инициирования какими-то практичными людьми ради монетизации своих политических возможностей, нет. А попутно уже возникают какие-то сумасшедшие, сложные в эмоциональном смысле натуры, которым трудно найти себе место, и они присоединяются к процессу.
Поскольку в России сейчас нет, и не может быть, общей идеологии — общество сегодня не идеологизировано, а, если так можно сказать, медианизировано, — сегодня работают те конструкции, которые взывают к чувствам. Со всех сторон, заметим. Если мы возьмем политический акционизм, того же Павленского или девочек из Pussy Riot, то их действия тоже взывают к чувствам, причем на уровне живота. Это все не концептуалисты, не Пригов или Кабаков и не группа «Коллективные действия» — они не предлагают осмысления реальности, они предлагают ощущение реальности. То есть взывают к простым базовым эмоциям. С другой стороны, соответственно, поскольку сторон-то много, тоже вербуют своих сторонников. Есть Энтео, а есть группа «Война», которая также не отличается интеллектуальной продуманностью действий — это все люди, которые берут некие практики, неважно какие, за или против, но эмоционально сильные. И присоединяются к части общества. Естественно, что в том и другом случае это есть способ присоединения к некоему социальному пространству — пространству моды, поддержки молодежи, или пространству политических интересов.
Возможности монетизации в чистом виде тут огромные — все это превращается в какие-то гранты, фонды, субсидии и прочие подобные вещи. Поэтому люди типа Энтео или Плюты понимают: если они будут достаточно эффективно и с большой степенью частоты выступать в определенной парадигме, то они станут частью этого пространства и тоже смогут претендовать на свою долю субсидий. Раньше были политические партии, а теперь вот такая фигня. Человек просто выбирает: хочется ему стать частью истеблишмента — истеблишмент может быть такой, а может и такой, — вот он и выбирает, что ему ближе, что он считает более интересным или более выгодным для себя. Это свобода…