Алена Солнцева: «Никаких других источников этого волнения, кроме непосредственного инициирования какими-то практичными людьми ради монетизации своих политических возможностей, нет»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Независимый культурный обозреватель Алена Солнцева прокомментировала для Центра «Сова» обращение православных активистов к лидеру группы «Ленинград» Сергею Шнурову с призывом не использовать мат на концертах.

 

Поскольку сейчас это довольно частое явление, то люди, которые оказываются затронуты процессами «возмущения» того или иного рода, естественно, пытаются выяснить, кто за всем этим стоит. Попытки привели к определенным результатам: очевидно, кто-то типа Чаплина инициирует рассылку энного количества писем своим клевретам, которые или сразу идут в прокуратуру с жалобами, или поднимают уже более широкое «общественное возмущение». А прокуратура просто обязана возбудить какие-то действия, и она эти действия возбуждает. Они могут ничем не закончиться, как в случае с «Тангейзером», например, когда и эксперты вынесли решение, что постановка никакие законы не нарушает, но общественность уже возбуждена, даны команды, и появляются некие силы — я, скажем, видела документальный фильм, где Милонов совершенно открыто приходит разговаривать к Энтео и говорит ему, что нам очень нужны такие активисты, как вы, мы на вас надеемся, давайте дружить, вот мои визитки и т.д., — которые готовы действовать в русле определенных политических интересов. Когда тот же Энтео идет в патриархию, его не принимают и объясняют, что вы, конечно, молодцы, но мы с вами не сотрудничаем, потому что ни с кем не сотрудничаем. А вот Милонов уже может сотрудничать с такими людьми, как Энтео или Плюта.

Все это делается по одним и тем же лекалам, причем что в Москве, что в Америке. У нас это делается для повышения значимости церковной корпорации внутри общества, а в США, скажем, обязательно есть какой-то проповедник, который делает это ради собственного пиара. Всегда есть инициатор, всегда есть какие-то люди, как правило, политические силы, которым это нужно и выгодно. И никаких других источников этого волнения, кроме непосредственного инициирования какими-то практичными людьми ради монетизации своих политических возможностей, нет. А попутно уже возникают какие-то сумасшедшие, сложные в эмоциональном смысле натуры, которым трудно найти себе место, и они присоединяются к процессу.

Поскольку в России сейчас нет, и не может быть, общей идеологии — общество сегодня не идеологизировано, а, если так можно сказать, медианизировано, — сегодня работают те конструкции, которые взывают к чувствам. Со всех сторон, заметим. Если мы возьмем политический акционизм, того же Павленского или девочек из Pussy Riot, то их действия тоже взывают к чувствам, причем на уровне живота. Это все не концептуалисты, не Пригов или Кабаков и не группа «Коллективные действия» — они не предлагают осмысления реальности, они предлагают ощущение реальности. То есть взывают к простым базовым эмоциям. С другой стороны, соответственно, поскольку сторон-то много, тоже вербуют своих сторонников. Есть Энтео, а есть группа «Война», которая также не отличается интеллектуальной продуманностью действий — это все люди, которые берут некие практики, неважно какие, за или против, но эмоционально сильные. И присоединяются к части общества. Естественно, что в том и другом случае это есть способ присоединения к некоему социальному пространству — пространству моды, поддержки молодежи, или пространству политических интересов.

Возможности монетизации в чистом виде тут огромные — все это превращается в какие-то гранты, фонды, субсидии и прочие подобные вещи. Поэтому люди типа Энтео или Плюты понимают: если они будут достаточно эффективно и с большой степенью частоты выступать в определенной парадигме, то они станут частью этого пространства и тоже смогут претендовать на свою долю субсидий. Раньше были политические партии, а теперь вот такая фигня. Человек просто выбирает: хочется ему стать частью истеблишмента — истеблишмент может быть такой, а может и такой, — вот он и выбирает, что ему ближе, что он считает более интересным или более выгодным для себя. Это свобода…