13 октября в 75-м павильоне ВДНХ почти весь день работал II Международный православный студенческий форум, организованный правительством Москвы и Синодальным отделом по делам молодежи Русской православной церкви. МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, МАРХИ, РГСУ, МАИ, МТИ, МИСиС, МФТИ, РУДН, Московский политех — вот неполный перечень вузов, которые участвовали в мероприятии, представив инновационные разработки и стартапы своих студентов и молодых (и не очень) специалистов. Например, автоматический дефибриллятор, который в 90% случаев помогает оживить человека после остановки сердца, если использовать его в первые пять минут; или мультисенсорный кабель, который сигнализирует и об утечке воды, и об образовании конденсата, и о возникновении пожара; или аппарат вспомогательного кровообращения «Спутник», который при недостатке донорских сердец является альтернативой трансплантации; или беспилотный трактор «АгроБот», который сам и сажает, и поливает, и собирает урожай, не говоря уже о внесении удобрений, — в общей сложности около 70 разработок.
Выставка инноваций — вещь понятная, оставался только вопрос: при чем тут Синодальный отдел по делам молодежи и почему форум называется православным? Встреча проходила под девизом «Вера и профессия», но взаимосвязь между ними никак не была явлена. На сайте патриархии в анонсе форума, правда, говорилось, что одна из его миссий ― показать «исключительно значимую роль Православной церкви в формировании талантливого, ответственного и целеустремленного молодого поколения граждан Российского Отечества». Возможно, бирку «православности» отныне будут цеплять на любые мероприятия, если есть задача показать эту самую «исключительно значимую» роль. Опять же кризис, возможности государства выделять средства на церковные мероприятия сужаются (а сама патриархия тратиться не привыкла), так что Церковь пойдет довеском ко всему, если это не выбивается из границ здравого смысла (хотя, на мой взгляд, форум инноваций — как раз тот случай, когда выбивается). «Молодому поколению» даже пообещали встречу с патриархом, а, чтобы у него не оставалось сомнений в значимости роли Церкви в деле собственного воспитания, назвали эту самую встречу «центральным событием форума».
Центральным или нет, но возможность посмотреть на патриарха «вживую» действительно оказалось привлекательной для многих собравшихся на выставке студентов — тех, что пришли туда по собственному желанию, а не были откомандированы железной рукой деканата. Патриарх опаздывал (его выступление отложилось на час), и стоявшие рядом со мной девочки из Шуи волновались, что придется уйти, так и не увидев Кирилла, — им нужно было отправляться в обратный путь.
На ВДНХ, по подсчетам организаторов, собралось около 14 тысяч студентов. В основном из московских вузов и колледжей: Химико-технологического университета (РХТУ), Университета «Синергия», ПСТГУ, Колледжа культуры и искусства, Московского технологического колледжа, МФЮА. Но были, как я уже упомянула, и приезжие из других городов: студенты Шуйского педагогического университета (ШГПУ) выехали еще ночью (на 20 человек им выделили автобус) и добирались шесть часов, что оказалось, по их признанию, довольно тяжело. На многих площадках кучковались георгиевцы в неизменных желтых майках, якобы следя за порядком. Явно присутствовала в небольшом количестве и приходская молодежь, поскольку к священникам время от времени кто-то подходил за благословением.
Участие в форуме обеспечивалось по-разному, очевидно, в зависимости от идеологических установок руководства учебного заведения и степени его подотчетности Департаменту науки правительства Москвы. Где-то предложили поехать всем желающим (как в Шуе или, например, РХТУ), где-то сняли с занятий первые курсы, а где-то (как в ПСТГУ, по свидетельству самих студентов) обязали присутствовать вуз целиком. Рядом со мной, опять же в ожидании выступления патриарха, юноша разговаривал по телефону, судя по всему, с куратором мероприятия и договаривался с ним «в понедельник пройтись по спискам», чтобы отметить тех, кого он встретил на площадках форума и кого нет. Подневольные договаривались сесть поближе к выходу, «чтобы свалить как можно быстрее» — главное, как я понимаю, было обеспечить полный зал на выступлении патриарха, чтобы картинка в телевизоре была правильной: РПЦ заняла прочное место в потоке консервативной пропаганды.
Выставочная зона была разделена на стенды и лектории, у Синодального отдела по делам молодежи тоже был свой стенд, где рассказывалось о молодежном служении в разных епархиях. Перед участниками форума выступали священники Андрей Ткачев, Максим Первозванский, Филипп Ильяшенко. Стояли рекламные щиты книги Ткачева «Бремя страстей». Я подошла в тот момент, когда о. Максим Первозванский говорил о том, как нужно относиться к браку: «Если вы собираетесь замуж, то нужно иметь в виду, что это навсегда. Если вы не готовы навсегда, значит, это не брак. Муж тоже должен жить с ощущением, что работу поменять я могу, а вот жену - не могу».
В лектории № 2 немногим позднее замдиректора НИИ культурного и природного наследия Д.С. Лихачева Александр Ужанков рассказывал орусской литературе, которая берет европейскую форму и наполняет ее своим содержанием. «Россия всегда созидалась верой, а разрушалась идеологией», — взывал он к аудитории, сожалея, что прошли те времена, когда слова «русский» и «православный» значили одно и то же.
Вячеслав Фетисов тем временем уже заканчивал свое выступление в лектории № 1, объясняя собравшимся, что спорт формирует в человеке установку на успешность, что мы видим хотя бы на примере президента Путина, который успешный человек. В ответ на это юноша из зала пожелал ему доброго здравия и успехов на поприще государева служения.
На форуме ожидались выступления Павла Лунгина, Оксаны Федоровой, Филиппа Дзядко, который должен был представить просветительский проект Arzamas, и даже Павла Пепперштейна с лекцией о концептуализме в современном искусстве, но это ближе к вечеру, для самых стойких, которых и концептуализмом не испугаешь.
Приехавший наконец патриарх выступил без особого вдохновения, коснувшись сразу нескольких тем. Призвал молодежь быть солью земли — как апостолы, которые в большинстве тоже были молодыми людьми. Посетовал, что совсем мало в нашей жизни пропаганды подвига — успеха, да, а вот идея подвига представлена слабо. И это плохо, потому что без подвига человек и народ теряют пассионарность, а без пассионарности цивилизация теряет потенциал для развития. С другой стороны, полнокровная семейная жизнь, на его взгляд, тоже подвиг, так что необязательно изобретать какие-то экзотические способы. «И когда возникает возможность вступать в брак — нужно вступать в брак и не откладывать это. Потому что счастье может уйти. А что касается развития и совершенствования, я знаю многих докторов наук, которые писали свои докторские в наших советских квартирах на кухнях и становились блестящими специалистами — как мужчины, так и женщины», — заметил глава церкви.
Тоже помянул спорт — как фактор, формирующий личность. Сказал, что знаком со многими спортсменами, в том числе с Федором Емельяненко — тут зал едва ли не впервые оживился и захлопал (очевидно, история с детскими боями не прошла незамеченной даже в студенческой среде). Под конец глава РПЦ сказал, что тяга к исследованиям, к изобретению нового заложена в человека Богом, однако у каждого исследователя должен быть свой «внутренний GPS», свои внутренние критерии, которые помогают отличить добро от зла. Кроме того, подчеркнул, что все открытия должны служить во благо человечества.
Общение патриарха Кирилла со студентами продолжалось полтора часа, включая ответы на вопросы из зала и заданные патриарху заранее на сайте форума.