Сергей Филатов: «В русском православии антивоенные настроения только зарождаются»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Религиовед, руководитель исследовательского проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов прокомментировал для Центра «Сова» проведение христианских антивоенных пикетов в Москве.

 

Русская православная церковь постоянно утверждает себя как сила, поддерживающая мощное авторитарное государство, в том числе поддерживающая его силовые органы и армию. Во многих приходах и епархиях существуют военно-патриотические клубы для молодежи и некоторые формы патриотического воспитания. Кажется, что это довольно естественное для нынешней церкви состояние, которое будет длиться вечно. Однако, если внимательно присмотреться к эволюции церкви за последние 25 лет, проанализировать новые формы идеологии и поведения духовенства и мирян, риторику высшего церковного руководства, то станет ясно, что милитаристские настроения, поддержка военных побед, эдакое солдафонское православие, медленно и постепенно, но слабеют, даже у представителей высших церковных кругов, не говоря уже о мирянах. Среди мирян существует не только либеральное по политической ориентации пацифистское меньшинство, но и антивоенные «евангельские» настроения среди верующих, которые в отношении иных проблем либералами не назовёшь. Удивительно не то, что православные пацифисты проявились, а то, что они проявились только сейчас.

Это, на мой взгляд, закономерное явление. Потому что, если брать эволюцию мирового христианства за последние сто лет, то мы видим медленное, а иногда и не медленное, расставание с константиновским наследием, которое рассматривает церковь как ближайшего и непосредственного сотрудника государства. Заметнее всего это было в середине прошлого века в странах Западной Европы и США. Сильнее всего и ярче всего это проявляется в росте антивоенных, антимилитаристских настроений. Католическая церковь, которая веками была весьма воинственна и поддерживала «своих» вояк разных стран и их успехи на поле брани, быстро превратилась в пацифистскую силу. Вспомните ее отношение к войне во Вьетнаме, Ираке, отношение к гонке вооружений. В Европе это было еще заметнее.

В наши дни папа призывает к примирению враждующих сторон на Украине, что вызывает  истерику у украинских доблестных патриотов.

В русском православии антивоенные настроения только зарождаются. Но если сравнить выступления митрополита Кирилла 20-летней давности и нынешние уже в статусе патриарха, то можно увидеть, как в его патриотической и государственнической идеологии ослабла вот эта милитаристская составляющая. Наша общественность вообще не заметила важнейшее событие, когда Русская православная церковь не поддержала присоединения Крыма к России и в отношении конфликта на юго-востоке Украины последовательно выступала за примирение, но никак не в поддержку настроений, бытовавших в патриотических кругах, которые традиционно близки церкви. У этой позиции много причин, но каковы бы они ни были, позиция эта для РПЦ уникальна, и она представляет собой важнейший прецедент для будущего.

Все эти знаки говорят о том, что дух времени медленно проникает и в нашу церковь и в среднесрочной перспективе будет проявляться вполне явно. Причем об этом нельзя даже говорить как о некоей либерализации церкви — церковь продолжитоставаться очень консервативной в своем отношении к вопросам морали, семейной жизни, абортам, к «антихристианским» произведениям искусства, оскорбляющим религиозные чувства. Но в целом христиане, будь то православные в России или католики и протестанты на Западе, становятся людьми антивоенно и антимилитаристски настроенными. И это глобально новое прочтение Евангелия, свойственное концу XX — началу XXI века.