Мы публикуем основные тезисы доклада эксперта Центра «Сова» Ксении Сергазиной, представленного 29 октября на конференции «Большая Евразия: динамика политических и общественных процессов» в Алматы (Казахстан).
Самые заметные конфликты 2016 года, связанные с религией, возникают при взаимоотношении православных верующих и общества – и здесь есть две основные тенденции: протесты верующих, чьи чувства задеты теми или иными постановками академических театров или концертных площадок, и борьба за храмовые территории – в основном, против горожан и экологов, протестующих против строительства храмов на территории парков и лесопарков.
Другой блок проблем, лишь отчасти связанный с политикой Русской православной церкви, – это борьба государства с новыми религиозными движениями и протестантскими группами (в основном, с пятидесятниками, Свидетелями Иеговы, саентологами, мормонами). Представители этих религиозных организаций страдают как от применения к ним антиэкстремисткого законодательства, так и от недавно принятых «антимиссионерских» поправок к закону о Свободе совести.
И, наконец, третий блок проблем связан с применением антиэкстремистского законодательства в России. Кроме уже упомянутых Свидетелей Иеговы и саентологов нужно сказать и о ряде исламских групп – в первую очередь о последователях турецкого богослова Саида Нурси.
По форме преследование верующих в России очень похоже на борьбу с религией в СССР за тем исключением, что травят пока только Свидетелей Иеговы и других представителей новых религиозных движений, неугодных мусульман и протестантов. Представители Русской православной церкви и влиятельная часть исламского сообщества, скорее, поддерживает политику российских властей, стараясь занять нейтральную позицию даже в тех случаях, когда – казалось бы – стоит вмешаться (как в случае с дискриминацией мусульман в Крыму). Из очевидных «бонусов» такого нейтралитета можно назвать получение Церковью религиозных зданий во многих российских регионах, включая Москву, то есть расширение церковной собственности, и расширение православного лобби в политике.
Если же попытаться кратко охарактеризовать современную политику России в отношении религии, то можно выделить следующие тенденции:
- искоренение религиозных организаций, имеющих американское финансирование (это Свидетели Иеговы, мормоны, саентологи, отчасти протестанты);
- настороженное отношение к исламу – разделение исламских организаций по принципу «экстремисты» или «не экстремисты» (отчасти такая политика позволяет, как кажется, наказывать неугодных и решает какие-то другие задачи, лежащие не в религиозном, а, скорее, в политическом поле, – и здесь удивительна политика российских исламских лидеров – в публичном пространстве мы не видим заявлений о дискриминации мусульман в России, хотя такая проблема существует) и, наконец,
- выработку законодательных механизмов ограничения религии (политика меняется и в отношении православия – безусловное покровительство государства Русской православной церкви как структуре сменилось дистанцированным отношением к ней при сохранении традиционной идеологии – в российском контексте, православной, – отсюда отчасти дискуссии о традиционных ценностях, которые имеют очень отдаленное отношение к возрождению православия в России).