Основные проблемные зоны во взаимоотношениях общества, религии и государства в России в 2016 году

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Мы публикуем основные тезисы доклада эксперта Центра «Сова» Ксении Сергазиной, представленного 29 октября на конференции «Большая Евразия: динамика политических и общественных процессов» в Алматы (Казахстан).

 



 

Самые заметные конфликты 2016 года, связанные с религией, возникают при взаимоотношении православных верующих и общества – и здесь есть две основные тенденции: протесты верующих, чьи чувства задеты теми или иными постановками академических театров или концертных площадок, и борьба за храмовые территории – в основном, против горожан и экологов, протестующих против строительства храмов на территории парков и лесопарков.

Другой блок проблем, лишь отчасти связанный с политикой Русской православной церкви, – это борьба государства с новыми религиозными движениями и протестантскими группами (в основном, с пятидесятниками, Свидетелями Иеговы, саентологами, мормонами). Представители этих религиозных организаций страдают как от применения к ним антиэкстремисткого законодательства, так и от недавно принятых «антимиссионерских» поправок к закону о Свободе совести.

И, наконец, третий блок проблем связан с применением антиэкстремистского законодательства в России. Кроме уже упомянутых Свидетелей Иеговы и саентологов нужно сказать и о ряде исламских групп – в первую очередь о последователях турецкого богослова Саида Нурси.

По форме преследование верующих в России очень похоже на борьбу с религией в СССР за тем исключением, что травят пока только Свидетелей Иеговы и других представителей новых религиозных движений, неугодных мусульман и протестантов. Представители Русской православной церкви и влиятельная часть исламского сообщества, скорее, поддерживает политику российских властей, стараясь занять нейтральную позицию даже в тех случаях, когда – казалось бы – стоит вмешаться (как в случае с дискриминацией мусульман в Крыму). Из очевидных «бонусов» такого нейтралитета можно назвать получение Церковью религиозных зданий во многих российских регионах, включая Москву, то есть расширение церковной собственности, и расширение православного лобби в политике.  


Если же попытаться кратко охарактеризовать современную политику России в отношении религии, то можно выделить следующие тенденции:

-       искоренение религиозных организаций, имеющих американское финансирование (это Свидетели Иеговы, мормоны, саентологи, отчасти протестанты);

-       настороженное отношение к исламу – разделение исламских организаций по принципу «экстремисты» или «не экстремисты» (отчасти такая политика позволяет, как кажется, наказывать неугодных и решает какие-то другие задачи, лежащие не в религиозном, а, скорее, в политическом поле, – и здесь удивительна политика российских исламских лидеров – в публичном пространстве мы не видим заявлений о дискриминации мусульман в России, хотя такая проблема существует) и, наконец,

-       выработку законодательных механизмов ограничения религии (политика меняется и в отношении православия – безусловное покровительство государства Русской православной церкви как структуре сменилось дистанцированным отношением к ней при сохранении традиционной идеологии – в российском контексте, православной, – отсюда отчасти дискуссии о традиционных ценностях, которые имеют очень отдаленное отношение к возрождению православия в России).