Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

РЕЗЮМЕ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ МЕСТ ДЛЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ : Проблемы, связанные со строительством храмов : Проблемы с использованием уже имеющихся зданий : Положительные решения : Конфликты вокруг передачи имущества религиозным организациям
ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ : Уголовное преследование
Ограничение миссионерской деятельности
Ликвидация организаций и отказы в регистрации
Другие формы дискриминации
Положительные решения
ЗАЩИТА РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ : Защита сверху : Защита снизу
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОТ НАПАДЕНИЙ И ДИФФАМАЦИИ : Насилие и вандализм : Диффамация религиозных меньшинств



Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации [1].

Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте.

По событиям предшествующего года, описанным в предыдущем докладе[2], здесь даны только необходимые обновления. Нашей задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.

Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, в основном представлены в отдельном докладе, посвященном этой теме[3].

 



Резюме

В 2018 году сохранился отмечаемый нами последние несколько лет государственный курс на ужесточение политики в отношении новых религиозных движений и протестантских организаций.

Наибольшую тревогу вызывает положение Свидетелей Иеговы, репрессии по отношению которым в прошедшем году стали массовыми. Более сотни человек уже подверглись уголовному преследованию за продолжение деятельности запрещенной организации, де-факто – за продолжение исповедания своей религии, 25 из них содержатся под стражей, несколько тысяч человек вынуждены были покинуть Россию. У общин по всей стране изымается имущество. Судя по жестокости приговора, вынесенного гражданину Дании Деннису Кристенсену, уже в 2019 году, смягчения политики в отношении Свидетелей Иеговы в ближайшее время ожидать не приходится.

Масштаб преследования верующих в рамках поправок из пакета «Яровой – Озерова», ограничивающих миссионерскую деятельность, не уменьшился. В 2018 году эти поправки стали применяться уже не только к протестантам и представителям новых религиозных движений, но и к «традиционным» религиозным организациям. Это позволяет предположить, что государство не намерено останавливаться на «антисектантской» борьбе и готово применить репрессии практически ко всем верующим, в идеале сведя деятельность неугодных федеральным или местным властям религиозных объединений только к богослужениям.

Строительство религиозных объектов, в первую очередь православных, остается источником напряженности, однако центр этой напряженности сместился из Москвы, на которую долгое время приходилась большая часть конфликтов вокруг строительства, в регионы. Причиной подобных конфликтов остается неудачный выбор места строительства, нарушения при проведении общественных слушаний или пренебрежение этим инструментом. Опыт противостояния предыдущих лет научил противоборствующие стороны находить компромисс, хотя по-прежнему достичь его удается не везде.

В то же время проблемы с использованием имеющихся зданий у религиозных организаций, в первую очередь у протестантских церквей, стали возникать чаще. Учитывая, что во многих случаях претензии у чиновников возникали к зданиям, использовавшимся на протяжении нескольких лет без каких-либо нареканий со стороны властей, можно рассматривать эти претензии как еще один способ давления на религиозные организации.

Одновременно уголовное преследование за оскорбление религиозных чувств приостановилось. Заметно снизилась и активность общественных защитников религиозных чувств, а все их протесты, в отличие от предыдущего года, носили мирный характер. Несмотря на это, организаторы различных культурных мероприятий, по-видимому, по инерции нередко прибегали к самоцензуре, чтобы избежать возможных претензий со стороны таких защитников.

По-прежнему в масс-медиа время от времени появлялись диффамационные публикации, направленные против религиозных меньшинств. Обилие «антисектантских» материалов на федеральных телеканалах, по-видимому, призвано легитимировать репрессивные меры по отношению к этим религиозным организациям. Однако, учитывая массовость аудитории этих телеканалов, можно говорить о формировании образа врага в лице значительной части законопослушных граждан – приверженцев новых религиозных движений и протестантизма.

В сочетании с некоторыми другими событиями, не затронутыми в этом докладе, например, конфликтом между Московским и Константинопольским патриархатами, можно говорить о нарастании напряженности в сферах государственной политики, имеющих отношение к религии.

 



Правовое регулирование

В течение года было принято несколько законодательных актов, затрагивающих деятельность религиозных организаций. Три закона, разработанные по инициативе Русской православной церкви, упростили жизнь религиозных организаций, отменив для них явно избыточное регулирование.

26 июля были приняты Государственной Думой и 3 августа подписаны президентом поправки в Гражданский кодекс, позволяющие религиозным организациям использовать самовольные постройки, если они имеют религиозное назначение либо обслуживают имущество религиозного назначения и соответствуют требованиям законодательства. В случаях, когда требованиям законодательства эти постройки не соответствуют, их можно легализовать до 2030 года.

Принятые Государственной Думой 18 декабря и подписанные президентом 27 декабря поправки в ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» освободили священнослужителей от исполнения части требований упомянутого закона. По мнению разработчиков, существующие стандарты условий труда не учитывали конфессиональные различия и специфику культовых территорий. Речь идет, в частности, о требованиях к освещенности, температурному режиму, размеру рабочего места и т. д.

Одновременно с этими поправками Трудовой кодекс РФ был дополнен статьей 345.1, предусматривающей упрощенный порядок отказа религиозных организаций от участия в региональных соглашениях о минимальной заработной плате. Новая статья позволяет религиозным организациям направить отказ от участия в соглашениях о минимальной заработной плате, не прилагая к ним протоколы консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации и предложения по срокам повышения оплаты труда, как это требовалось делать до принятия поправки. Участвовать в соглашении религиозным организациям было затруднительно по ряду причин: существование на пожертвования не всегда позволяет поднимать заработную плату до установленного минимума, должности сотрудников религиозных организаций отсутствуют в Общероссийском классификаторе профессий. Теперь централизованные религиозные организации могут направлять отказ и от имени входящих в их структуру организаций.

Требования же к религиозным группам, напротив, были ужесточены. Вступивший в силу 20 июля приказ Министерства юстиции «О внесении изменений в форму уведомления о начале деятельности религиозной группы» предписывает указывать в уведомлении о создании религиозной группы персональные данные ее создателя, а также «сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе, представителе, гражданах, входящих в религиозную группу». Понятие «религиозная группа» не имеет четкого определения, так как и создавалось для самых неформальных объединений, поэтому есть основания опасаться, что новая регламентация может создать проблемы для многих верующих.

Изменения законодательства, затрагивающие жизнь религиозных организаций, вносились и на региональном уровне. Например, в закон «О регулировании земельных отношений в Московской области», были внесены поправки, позволяющие передавать в собственность религиозных организаций земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, уже используемые религиозными организациями на правах бессрочного пользования. Де-факто это затронет находящиеся в Подмосковье угодья крупных православных монастырей.

 

Упомянем также, что Конституционный суд РФ в марте вынес определение по жалобе тамбовского журналиста Сергея Степанова, который в 2017 году был оштрафован за опубликованное в соцсети приглашение посетить пасхальное богослужение в баптистской церкви. Он пытался оспорить конституционность некоторых положений закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», касающихся миссионерской деятельности, а также упомянутой выше ч. 4 ст. 5.26 КоАП. Жалобу Степанова Конституционный суд не принял, однако в своем определении разъяснил нормы, регулирующие миссионерскую деятельность.

В частности, согласно определению, системообразующим признаком миссионерской деятельности религиозного объединения является «распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, которые, не будучи его последователями, вовлекаются в их число». Отмечается также, что миссионерская деятельность «осуществляется особым кругом лиц (религиозное объединение, его участники, иные граждане и юридические лица в установленном порядке)». Таким образом, факт осуществления миссионерской деятельности может считаться доказанным, только если в деятельности религиозного объединения имеются все эти признаки. В противном случае его деятельность «не может квалифицироваться как миссионерская в смысле Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, а потому она, даже если и совершается с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.26 КоАП Российской Федерации»[4].

Данное определение пока не изменило кардинальным образом правоприменительную практику по ст. 5.26 КоАП, однако обвиняемые в «незаконном» миссионерстве теперь могут апеллировать к этому определению, настаивая на том, что суды не должны относить к миссионерской деятельности то, что не имеет указанных Конституционным судом признаков.

 

Не получившие (пока) развития проекты

Часть законодательных инициатив не была реализована в 2018 году.

Среди них наибольший резонанс вызвали готовящиеся Министерством юстиции поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», о которых стало известно в октябре. Эти поправки предусматривают сокращение перечня документов, необходимых для государственной регистрации религиозных групп. В то же время подача уведомлений о продолжении деятельности религиозной группы, согласно поправкам, должна будет осуществляться не раз в три года, как это было до сих пор, а ежегодно. Эти же поправки обязывают священнослужителей и сотрудников религиозных организаций, получивших религиозное образование за рубежом, проходить аттестацию в российских духовных учебных заведениях (что применительно к некоторым конфессиям сложно себе представить).

Однако наибольшее опасение у многих верующих и юристов вызвало предложение разработчиков заменить в нескольких статьях закона слово «члены» на «участники» религиозной группы. Поскольку понятие «член церкви» для христиан очень важно и они продолжат использовать его вне зависимости от формулировки закона, религиозные группы будут подвергаться административному преследованию в случае неизбежного несоответствия между уставом, где будут упоминаться «участники», и тем, что люди в ответ на вопросы проверяющих будут именовать себя членами группы.

Предложенный Минюстом законопроект прошел общественное обсуждение, но пока еще не внесен в Госдуму.

 

Отметим, что Госдума не собирается отказываться от курса на ужесточение политики в отношении неугодной властям части религиозных объединений. В июне Госдума объявила о выделении более 4 млн рублей на подготовку экспертно-аналитического исследования о совершенствовании законодательства в части противодействия «сектам». В ноябре автор многих инициатив, направленных на регулирование деятельности религиозных организаций, Виталий Милонов перешел из комитета по международным делам в комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. На новом месте он намерен сосредоточиться на церковно-государственных отношениях и противодействовать «распространению тоталитарных сект в нашей стране, деструктивных культов». Однако с первой инициативой на новой должности – предложением сертифицировать поставщиков «оккультных» услуг – он выступил только в 2019 году, и на момент написания этого доклада Госдума еще не рассматривала этот законопроект.

 



Проблемы, касающиеся мест для богослужения

Проблемы, связанные со строительством храмов

Строительство храмов по-прежнему часто становится причиной конфликта с местными жителями, причем чаще всего это происходит, когда речь о православных храмах. 

При этом в Москве программа строительства модульных храмов, несколько лет вызывавшая бурные протесты, по-видимому, перестала быть источником напряженности. Снижение числа конфликтных ситуаций вокруг строительства этих храмов мы отметили годом ранее, теперь же конфликты практически прекратились. В единичных случаях недовольства, например, в Новогирееве или Академическом районе, масштабы противостояния были несопоставимы с тем, что наблюдалось несколько лет назад. По всей видимости, опыт этих лет теперь учитывается и инициаторами строительства, и его противниками, и чиновниками, и конфликтующие группы граждан научились находить решение мирным путем. 

В других же регионах строительство православных храмов по-прежнему во многих случаях сопровождается конфликтами. Чаще всего их причиной, как и в предыдущие годы, становилось нежелание местных жителей жертвовать парками и рекреационными зонами ради храма. Протесты против строительства храмов в зеленых зонах были отмечены в Ижевске, Челябинске, Чите, Первоуральске Свердловской области, селе Элекмонар Республики Алтай. Жители Канонерского острова в Петербурге, оспаривая распоряжение Комитета по градостроительству о выделении в сквере участка для строительства храма, обратились в суд.

В некоторых случаях протесты были обусловлены желанием видеть на спорном участке вместо храма какой-либо другой объект. Так было, например, в Кургане, жители которого сочли, что школа или детский сад будут более уместны на участке, выделенном для строительства храма. Другие объекты вместо храма предпочли бы видеть и жители Петербурга, Нижневартовска, Сыктывкара, Тольятти, Томска.

Самым резонансным стал продолжающийся уже не первый год конфликт вокруг строительства храма св. Екатерины в Екатеринбурге. В 2017 году власти под давлением протестующих перенесли участок со стрелки Исети в сквер у Театра драмы, однако и это место многие горожане сочли неподходящим. В течение года прошло несколько акций протеста – теперь уже против «храма-на-драме». Противники строительства также добивались проведения референдума по вопросу возведения храма в сквере на Театральной площади. Однако в феврале 2019 года городская дума отказала в проведении референдума, заявив, что процедуры по строительству регулируются Градостроительным кодексом и не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Одновременно депутаты одобрили изменения в городском земельном законодательстве, разрешающие строительство храма в сквере на Театральной площади. 

Это был не единственный случай, когда власти принимали решение вопреки воле протестующих. Власти Петербурга вопреки протестам горожан дали согласие на строительство православного храма в квартале «Балтийская жемчужина». Игнорировали протесты и власти Благовещенска, подтвердившие договоренность о строительстве храма на новой насыпной набережной – «Золотой миле».

Однако все чаще власти прислушиваются к протестующим и учитывают их позицию при разрешении спорных ситуаций. Например, в Ростове-на-Дону чиновники после протестов горожан расторгли договор c православным приходом о безвозмездном пользовании земельным участком на территории парка «Электроаппарат», где предполагалось строительство храма. Поддержали протестующих и власти Томска: депутаты Заречного сельского поселения не поддержал проект изменения вида разрешенного использования участка, чтобы на нем можно было построить храм. Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, не дожидаясь массовых протестов, отказался предоставить православной общине участок для строительства храма в Майском микрорайоне, отметив, что участок предназначен под строительство объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры

Протесты местных жителей вызывало и строительство мечетей. Однако во всех известных нам случаях недовольство было обусловлено ожиданием возможных неудобств от соседства с мечетью или ксенофобными мотивами. Так, жители Казани, выступившие против строительства мечети на Хороводной улице, опасались громких азанов (призывов на молитву). Власти Перми, выделившие мусульманской общине участок для строительства мечети еще в 2016 году, в 2018 объявили, что на этом месте будет разбит сквер. Этому решению предшествовали протесты местных жителей, опасавшихся, что с появлением мечети в микрорайоне «Данилиха» возрастет и число мигрантов. Боязнь мигрантов, «мусульман разного толка», двигала и жителями Североуральска Свердловской области, также выступившими против строительства мечети. А один из местных депутатов даже пожаловался на это строительство в ФСБ.

С трудностями при строительстве храмов приходилось сталкиваться и другим религиозным организациям. Власти Перми отказали общине пятидесятников в выдаче разрешения на строительство храма на участке, который верующие приобрели еще в 2007 году вместе с ветхим зданием детского клуба. Городская комиссия по землепользованию и застройке сочла строительство церкви «экзотическим использованием территории» жилого квартала.

Новосибирским мормонам, купившим в Новосибирске участок еще в 2014 году, так и не удалось начать строительство здания, несмотря на решение Верховного суда  от 20 декабря 2017 года, обязавшее мэрию Новосибирска перевести этот участок из рекреационной зоны в категорию земель общественно-деловой застройки и выдать разрешение на строительство. В феврале начальник департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Александр Кондратьев заявил, что мэрия и дальше будет затягивать выполнение решения суда, а один из депутатов назвал храм мормонов «сатанинским».

 

Отметим, что в некоторых случаях власти оказывали давление на граждан, принуждая их жертвовать деньги на строительство православных храмов. В июне губернатор Пензенской области Иван Белозерцев предложил депутатам перечислить однодневный заработок на восстановление Спасского кафедрального собора. В то же время один из жителей Пензы пожаловался журналистам на принудительное удержание с сотрудников предприятия, на котором он работает, части зарплаты на строительство собора. В декабре стало известно, что с военнослужащих хабаровского и псковского гарнизонов принудительно удерживают деньги на строительство главного храма Министерства обороны РФ, хотя само Министерство обороны опровергло эту информацию, назвав ее «фейковым вбросом украинских пропагандистов».

 

Проблемы с использованием уже имеющихся зданий

К сожалению, чаще, чем годом ранее, у религиозных организаций возникали трудности при использовании уже имеющихся зданий.

Продолжился начавшийся в 2017 году отъем имущества у общин Свидетелей Иеговы. В части случаев имущество, подлежащее конфискации в соответствии с решением Верховного суда РФ от 20 апреля 2017 года, религиозные организации успели оформить на зарубежных собственников. Однако государство изымало это имущество, признавая в судебном порядке сделки о передаче недействительными. Впервые такая схема была опробована в 2018 году при изъятии комплекса зданий в поселке Солнечное под Санкт-Петербургом, где размещался Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России. Свидетели Иеговы пытались оспорить это решение, однако безуспешно. Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе решение Сестрорецкого районного суда, признавшего сделку о передаче комплекса иностранному собственнику ничтожной.

Аналогичным образом были признаны недействительными сделки о пожертвовании имущества Свидетелей Иеговы зарубежным организациям в Астрахани, Петрозаводске, Димитровграде Ульяновской области, Белореченске и Канске Красноярского края, в Тынде Амурской области, в Энгельсе Саратовской области, в Асино и Северске Томской области, Ангарске и Усолье-Сибирском Иркутской области.

Власти Краснодарского выставили изъятое имущество на торги в Армавире, Апшеронске, Новокубанске, Тихорецке, Гулькевичах и станице Отрадная. Так же поступили и власти Казани и Нижнекамска. В этом случае, даже если запрет организаций Свидетелей Иеговы будет когда-нибудь отменен, изъять проданное имущество у добросовестного покупателя будет затруднительно.

 

У протестантских организаций проблемы с использованием помещений тоже возникали чаще, чем в предыдущем году. Обычно чиновники усматривали проблемы с документами на здания, используемые верующими на протяжении многих лет. Например, в Туле и Новороссийске были снесены молитвенные дома пятидесятников. В обоих случаях здания были признаны самовольными постройками по решению судов еще в 2017 году. Более того, в Новороссийске суд обязал пастора выплатить 353 тысячи рублей в качестве неустойки за несвоевременный снос.

В мае Железнодорожный суд Орла по иску прокуратуры запретил евангельской церкви «Воскресение» эксплуатацию молитвенного дома на Железнодорожной улице. Причиной послужило обнаруженное в ходе прокурорской проверки нарушение: в соответствии с документами часть молитвенного дома – 8 кв. м – построена на земле, не принадлежащей руководителю общины, из-за чего не удалось оформить ввод здания в эксплуатацию. Одновременно администрация Орла потребовала лишить общину части земельного участка. В январе 2019 года община подала встречный иск к администрации: руководитель общины считает, что спор о принадлежности участка возник из-за кадастровой ошибки, и требует от управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области исправить эту ошибку.

Кировский районный суд Казани в июне постановил снести частный дом, в котором проходили богослужения евангельских христиан-баптистов, а в августе это решение утвердил Верховный суд Республики Татарстан. Дом был приобретен служителем церкви в 2010 году и надстроен, после чего владелец несколько лет безуспешно пытался оформить право собственности на дом и участок. Кроме того, чиновники сочли, что дом не является жилой постройкой, следовательно, участок используется не по целевому назначению. 

В Ростове-на-Дону Росреестр сразу по двум делам оштрафовал на общую сумму 1 млн 300 тыс. рублей организацию «Молодежь с Миссией», находящуюся под юрисдикцией Российской церкви христиан веры евангельской, и ее руководителя.Росреестр и суд сочли участок самозахваченным, притом что его оформления организация добивалась с 2013 года. Кроме того, организация и ее руководитель были оштрафованы за нецелевое использование участка. Обжаловать эти решения не удалось.

Конечно, иногда трудности с использованием зданий у религиозных организаций возникали не из-за претензий чиновников, а в связи с внутренними обстоятельствами. Например, в Хабаровске здание Новоапостольской Церкви на улице Калинина было выставлено на продажу в связи с финансовым кризисом. С 1999 года, когда при поддержке верующих из Германии был построен храм, число прихожан значительно сократилось, и общине перестало хватать средств на содержание большого здания. Для проведения богослужений приход подобрал себе здание меньшей площади. По этой же причине уже проданы храмы Новоапостольской Церкви в Якутске, Южно-Сахалинске и Магадане.

 

Сложности с использованием помещений часто возникали и у православных различных юрисдикций.

У Российской православной автономной церкви (РПАЦ) был изъят последний исторический храм – Ильинский храм XIX века в Трубчевске Брянской области. В июле Арбитражный суд Брянской области в июле отказал претендовавшей на этот храм Клинцовской епархии РПЦ за истечением срока давности иска. Однако апелляционная инстанция Арбитражного суда в декабре все-таки изъяла Ильинский храм у РПАЦ.

Мэрия Краснодара обратилась в суд с иском о сносе строящегося старообрядческого храма. Здание расположено на участке, принадлежащем старообрядческой общине на правах частной собственности. До окончания тяжбы суд наложил арест на здание, которое чиновники считают незаконной постройкой.

А в Ростовской области арбитражный суд отказал старообрядческой общине в формировании кадастрового участка для передачи в собственность земли под кафедральным собором и прилежащими зданиями. В 2017 году администрация города отказала общине в предварительном согласовании предоставления земли в собственность, ссылаясь на то, что  участок пересекает объекты капитального строительства, в том числе многоквартирные дома. Тогда община обратилась в суд, предоставив подготовленное кадастровым инженером заключение, что участок не пересекается с жилыми домами, однако суд принял сторону властей.

Сложности возникали и у приходов РПЦ. Так, власти Москвы из-за строительства автомагистрали решили снести деревянный храм прп. Иосифа Волоцкого в Старом Беляеве, а также расположенные рядом с ним воскресную школу, спортивный зал и миссионерский центр. Верующие возмущены таким решением, а также тем, что их не пустили на публичные слушания, посвященные проекту планировки территории между улицами Академика Челомея, Новаторов и Обручева.

Аналогичный конфликт в Екатеринбурге, где в связи со строительством трамвайной линии понадобилось снести храм Иоанна Крестителя, удалось урегулировать уже в феврале 2019 года: приходу была обещана денежная компенсация, а руководство одного из местных промышленных предприятий выразило готовность построить на своей территории новый каменный храм, а также временный, куда приход сможет перебраться на время строительства постоянного.

 

Мусульманам с трудностями при использовании храмовых зданий приходилось сталкиваться реже, чем годом ранее, но все же приходилось. Например, Кунашакский районный суд Челябинской области признал недействительным право собственности имама Мухтара Фархутдинова на здание мечети в селе Муслюмово. М. Фархутдинов при поддержке жителей села построил мечеть, зарегистрировал в ней религиозную общину и еще в 2007 году оформил в собственность участок и молельный дом. Причину изъятия мечети верующие видят в конфликте, который произошел у имама с муфтием Челябинской области.

 

Положительные решения

Случаев, когда бы религиозным организациям удавалось отстоять свое имущество в судебном порядке, нам известно меньше, чем в предыдущие годы, однако такие инциденты все же были. Например, арбитражный суд Волгоградской области признал за местной организацией церкви евангельских христиан-баптистов «Голос Истины» право собственности на здание дома молитвы в селе Заплавное Ленинского района. Используемое общиной с 2005 года здание долгое время считалось незаконной постройкой. Однако суд согласился с доводами экспертизы, что эксплуатация здания безопасна, не создает угрозу жизни и здоровью людей, и узаконил постройку. 

А Троицкий приход Украинской православной церкви (Киевский патриархат) в Ногинске Московской области, у которого храм был изъят в 2016 году, отстаивая свои интересы, дошел до Европейского суда по правам человека. В сентябре ЕСПЧ коммуницировал жалобу прихода.

 

Конфликты вокруг передачи имущества религиозным организациям

Как и прежде, религиозным организациям время от времени передается имущество религиозного назначения. Чаще всего объекты недвижимости передаются Русской православной церкви, но и другим организациям тоже. Например, в Томске еврейской общине было передано деревянное здание «солдатской» синагоги, являющееся памятником архитектуры регионального значения.

Если передаваемое имущество использовалось другими организациями, им, как правило, подбиралось альтернативное помещение, и в большинстве случаев передача проходила бесконфликтно. Например, в Петербурге РПЦ было передано здание на Обводном канале, в котором с 1965 года хранились фонды Российской национальной библиотеки. Решение о передаче было принято еще в 2015 году, но только теперь библиотечные фонды удалось перевезти в новое здание.

Однако не всем религиозным организациям удалось получить имущество, на которое они претендовали. В частности, администрация Петербурга отказала Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии в возвращении ей церковного здания конца XVIII века, расположенного на Кирочной улице, где до революции находился жилой дом лютеранской церкви Святой Анны. Власти не сочли здание имуществом религиозного назначения.

В некоторых случаях религиозным организациям, чтобы получить имущество, на которое они претендуют, приходилось обращаться в суд, и далеко не всегда суд выносил решение в пользу религиозной организации. Нам известно минимум три судебных процесса, связанных с попытками католических общин получить имущество. Относительно преуспел в этом только барнаульский католический приход Христа Царя вселенной, добивающийся передачи исторического здания, занятого аптекой. Община потребовала признать недействительными несколько региональных правовых актов о передаче здания и участка под ним в собственность города. Таким образом верующие надеются вернуть их в собственность края, а затем – передать приходу. Первая инстанция в июле оставила иск без удовлетворения, апелляционная инстанция в октябре подтвердила это решение. Однако в феврале 2019 года кассационная инстанция отменила эти решения и направила дело на новое рассмотрение.

Католические общины Кирова и Красноярска, борющиеся в судах за бывшие здания храмов, преуспели меньше. Поскольку в обоих случаях речь идет о зданиях, занятых региональными филармониями, власти отказываются считать их имуществом религиозного назначения и передавать католикам. В Красноярске суд уже вынес решение не в пользу прихода, в Кирове судебный процесс продолжился в 2019 году.

 

Разрешилось несколько громких конфликтов прошлых лет, связанных с передачей имущества религиозным организациям. В течение года в Петербурге прошло несколько акций протеста против возможной передачи РПЦ Исаакиевского собора. Однако 30 декабря стало известно, что распоряжение о передаче 2016 года утратило силу, а новой заявки на передачу от епархии не поступило. По мнению лидера фракции «Яблоко» в Законодательном собрании Петербурга Бориса Вишневского, последовательно выступавшего против передачи, новые попытки получить собор церковь не будет предпринимать как минимум до сентября 2019 года, когда в Петербурге состоятся региональные выборы.

Более того, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменил решение петербургского управления Федеральной монопольной службы о признании передачи Сампсониевского собора Русской православной церкви как незаконное: суд счел, что УФАС, принимая решение о передаче, превысило свои полномочия.

В Екатеринбурге арбитражный суд Свердловской области в июне повторно отклонил иск Екатеринбургской епархии к министерству по управлению государственным имуществом области о передаче РПЦ зданий трех колледжей, на которые епархия претендовала с 2016 года.

Однако некоторые конфликты вокруг передачи имущества религиозным организациям продолжились. Наиболее напряженно складывается ситуация вокруг объектов, занятых учреждениями культуры. Так, например, обострился конфликт вокруг передачи Барнаульской епархии здания бывшего Кресто-Воздвиженского храма, где уже почти 70 лет действует городской планетарий. Решение о передаче было принято еще в 2014 году, но до сих пор планетарию не подобрали новое помещение. Местные жители начали сбор подписей под петицией с требованием не передавать церкви это здание. Епархия готова ждать еще, пока планетарию не подберут подходящее место.

В Москве судебные приставы опечатали и заблокировали вход в подвал дома на Петровке, в котором находится мастерская «ДК Петлюра». Сделано это было по решению суда 2017 года, передавшего часть подвальных помещений дома Высоко-Петровскому монастырю. Жильцы дома оспорили решение суда, но приставы опечатали помещение, не дожидаясь вердикта апелляционной инстанции.

Кроме того, РПЦ заявила новые претензии на музейные объекты – Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также на ряд объектов Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей в Вологодской области. В обоих случаях музейное сообщество не считает передачу возможной. Заявку Вологодской епархии отклонило Росимущество. Окончательное решение по поводу объектов во Владимире пока не принято.

 



Дискриминация по признаку отношения к религии

Уголовное преследование

С апреля 2018 года единичные уголовные репрессии против Свидетелей Иеговы превратились в довольно массовые. В течение года в отношении верующих, продолживших собираться для совместной молитвы и чтения религиозной литературы, заводились все новые дела за продолжение деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК). Иногда выдвигались обвинения в финансировании деятельности такой организации (ст. 2823 УК) или в возбуждении религиозной ненависти (ст. 282 УК). По данным представителя Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы Ярослава Сивульского, по состоянию на февраль 2019 года таких дел было заведено около 50 в 33 регионах, большинство из них – в 2018 году. Уголовному преследованию подверглись 115 человек (90 мужчин и 15 женщин, в том числе семь человек старше 70 лет). На момент написания этого доклада количество обвиняемых перевалило за 120, и 25 из них находились под стражей. Около пяти тысяч верующих вынуждены были искать политического убежища за пределами России.

По его же данным, с момента запрета централизованной и местных организаций Свидетелей Иеговы в рамках уголовных дел в разных регионах было проведено около 270 обысков. Как правило, эти обыски сопровождались различными нарушениями. Например, в Красноярске задержанным угрожали арестом в случае отказа дать показания против единоверцев. В Невинномысске Ставропольского края задержанному в ходе обысков 77-летнему верующему в отделении стало плохо, ему потребовалась медицинская помощь.

Как и раньше, сотрудники правоохранительных органов в разных регионах задерживали верующих, доставляли в отделение, досматривали. Так происходило, в частности, в Москве, Уфе, селе Красное Белгородской области, Муроме Владимирской области, Туапсе Краснодарского края. В деревне Кудук-Чилик Омской области полицейские сорвали встречу верующих, задержали ее участников, доставили в отделение, требовали написать объяснительную и раскрыть вероисповедание.

В Тольятти и Сызрани верующих оштрафовали по ст. 20.29 КоАП («Массовое распространение экстремистских материалов») за публикацию на своих страницах в соцсетях ссылок на сайт Свидетелей Иеговы. В Тольятти при этом полицейские вторглись в квартиру верующей.

Участились случаи отказа Свидетелям в прохождении альтернативной службы. Кроме того, в Энгельсе Саратовской области 79-летней верующей было отказано в лечении, когда она отказалась от переливания донорской крови и попросила об альтернативе. Врач ответила, что альтернативы донорской крови не существует, и, поскольку пациентка находится «в секте», лечение ей предоставлено не будет.

В Петербурге продолжается следствие по делу группы саентологов, начатое еще в 2016 году. Пятеро руководителей Саентологической церкви Санкт-Петербурга, Иван Мацицкий, Сахиб Алиев, Галина Шуринова, Анастасия Терентьева и Констанция Есаулкова, были обвинены  по пп. «а», «б» ч. 2 ст. 171 УК («Незаконное предпринимательство»), п. «в» ч. 2. ст. 282 УК («Возбуждение ненависти») и чч. 1, 2 ст. 2821 УК («Организация экстремистского сообщества и участие в нем»), а Алиеву, кроме этого, предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 1741 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств в особо крупном размере»). Двое из них, Мацицкий и Алиев, содержатся в СИЗО с июня 2017 года, остальные находятся под домашним арестом. Обвинения в экстремизме основываются на утверждении превосходства саентологии, содержащемся в части их литературы, а также на внутренних правилах саентологов, регламентирующих поведение верующих в отношении части сограждан, именуемых саентологами «потенциальными источниками неприятностей». 

 

Ограничение миссионерской деятельности

Продолжилось преследование религиозных организаций за «незаконную» миссионерскую деятельность в соответствии с поправками из пакета законов «Яровой – Озерова». В соответствии с приведенной Верховным судом РФ статистикой, в первые шесть месяцев 2018 года (данные за полный год пока не опубликованы) по ст. 5.26 КоАП РФ («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях») к ответственности были привлечены 42 юридических и 105 физических лиц. Почти во всех случаях в качестве наказания назначался штраф, в четырех случаях  – конфискация, в двух – обязательные работы, по одному – выдворение из страны и предупреждение. Сумма штрафов по этим делам за полгода составила 2 471 000 рублей (часть, возможно, была или будет успешно оспорена в апелляции)[5]. Конечно, ст. 5.26 КоАП включает и некоторые иные правонарушения, предусмотренные в ней до «пакета Яровой», но практика по ним всегда была очень небольшой, и на статистику они почти не влияют.

По-прежнему чаще всего «антимиссионерские» поправки применялись к представителям протестантских церквей и новых религиозных движений. Однако они стали применяться и к верующим «традиционных» религиозных организаций. В Москве за «незаконное» миссионерство были оштрафованы шестеро граждан Израиля, которые возжигали ханукальные свечи в офисе Центра изучения Каббалы. Несколько раз к ответственности за «незаконное» миссионерство привлекались мусульманские организации. На их примере мы видим, насколько неполны наши знания о применении этого репрессивного законодательства, так как многие организации предпочитают не придавать гласности дела против них.

Одним из дел, вызвавших наибольший резонанс, стало привлечение к ответственности за «незаконное» миссионерство зимбабвийской студентки шестого курса Нижегородской медицинской академии Кудзай Нямаребву, которую оштрафовали дважды. В январе Сормовский районный суд Нижнего Новгорода оштрафовал ее на 5 тыс. рублей по ч. 2 ст. 18.8 КоАП («Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ  выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания в РФ деятельности или роду занятий») за то, что она пригласила друзей на концерт африканской музыки в церковь пятидесятников. Суд также постановил выдворить ее из страны по окончании учебы. Это решение было утверждено Нижегородским областным судом. А в июне Приокский районный суд Нижнего Новгорода вновь оштрафовал Кудзай Нямаребву уже по ч. 5 ст. 5.26 КоАП («Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, совершенное иностранным гражданином»), за то, что она рассказала о предыдущем суде в интервью. Благодаря тому, что интервьюер назвала студентку «героем веры», суд усмотрел в этом интервью «скрытый миссионерский характер».

Кроме Кудзай Нямаребву, в незаконном миссионерстве были обвинены еще несколько африканских студентов в Нижнем Новгороде. В частности, другую африканскую студентку той же медицинской академии, Носису Шибу, тот же Сормовский районный суд оштрафовал на 7 тыс. рублей с выдворением из России, однако, учитывая, что она училась на последнем курсе, отложил выдворение до сдачи последнего экзамена. Ее правонарушение по ч. 4 ст. 18.8 КоАП заключалось, по мнению суда, в том, что студентка, находясь в России по студенческой визе, спела на богослужении в церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Посольство Иисуса».

Часто штрафы за «незаконное» миссионерство выносились за ненадлежащее, по мнению проверяющих органов и суда, оформление таблички при входе в помещение религиозной организации. Например, руководитель общины мормонов в Таганроге был оштрафован на пять тысяч рублей по ч. 4 ст. 5.26 КоАП за то, что собрание общины было проведено без таблички с указанием полного наименования организации. При этом за день до собрания должным образом оформленная табличка на здании присутствовала. Обнаружив исчезновение таблички, верующие немедленно повесили на ее место лист бумаги с полным наименованием и сообщили о краже в полицию. Самого руководителя общины в этот день на собрании не было. Интересно, что дело было заведено после обращения бывшего сотрудника полиции, который, по его словам, случайно проходил мимо и заметил отсутствие таблички. Он же был привлечен в качестве свидетеля.

За отсутствие вывески с полным названием церкви на доме, в котором проходили богослужения, на 30 тыс. рублей была оштрафована и сельская община адвентистов в Шахунском районе Нижегородской области. При этом табличку, по словам верующих, подменили после визита полицейских днем ранее.

На такую же сумму – 30 тысяч рублей – была оштрафована религиозная группа баптистов в Петуховском районе Курганской области. Причиной послужило отсутствие упоминания на вывеске областного Объединения евангельских христиан-баптистов, к которому относится группа, а также то, что группа не уведомила органы власти о своем существовании. Прокуратура, а затем и суд сочли это правонарушением по ч. 3 ст. 5.26 КоАП. 

По ч. 4 той же статьи был оштрафован и житель Мурманска, опубликовавший на своей странице «ВКонтакте» материалы Духовного центра «Возрождение».

В Брянской области по той же статье был оштрафован пресвитер-адвентист Олег Корбан. При этом его обвинили в ведении «незаконной» миссионерской деятельности с 2008 года, хотя поправки, регламентирующие такую деятельность, были приняты только в 2016 году. Кроме того, он был оштрафован по ст.19.7 КоАП РФ («Непредоставление сведений»). Примечательно, что оба дела были заведены после проверки жалобы православной жительницы города Клинцы на поведение ее дочери-адвентистки. Заявительница была возмущена тем, что адвентисты запрещают работать в субботу и заставляют платить десятину, и требовала от патриарха Кирилла и Владимира Путина «разобраться и запретить сектантов».

Несколько раз верующих привлекали к ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП («Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия»). Например, в Набережных Челнах суд оштрафовал пастора церкви евангельских христиан-баптистов «Возрождение» на 20 тыс. рублей за проведение на Каме таинства крещения без уведомления властей. При совершении таинства присутствовали только верующие этой церкви. Тем не менее пастора признали виновным, а на суд его привели в наручниках.

Советский районный суд Казани оштрафовал на 10 тыс. рублей по той же статье кришнаита Максима Мурашова за проведение шествия. Интересно, что необходимое уведомление кришнаиты подали вовремя. Однако суд счел, что участники шествия совершали религиозный обряд (пение мантр), тогда как в уведомлении в качестве формы проведения было указано «праздничное уличное песнопение с шествием, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах и танцами». Верховный суд Татарстана оставил это решение без изменения.

 

Ликвидация организаций и отказы в регистрации

В 2018 году нам известно о ликвидации двух религиозных организаций. В Уфе и селе Абказово в Башкирии по иску прокуратуры суд прекратил деятельность двух филиалов организации «Орда». Обе местные организации действовали в жилых помещениях. Эта организация ранее была запрещена в нескольких регионах, включая Башкирию, поскольку используемые ее последователями методы исцеления через общение с духами предков «наносят ущерб нравственности и здоровью».

Приходу Российской православной автономной церкви (РПАЦ) в Гатчине, уже несколько раз получавшего отказ в регистрации, удалось добиться, чтобы городской суд обязал Минюст повторно рассмотреть регистрационные документы прихода. Однако суд отказал в признании незаконным отказа в регистрации в форме письма за подписью начальника управления Минюста, а также в требовании обязать Минюст зарегистрировать приход.

 

Другие формы дискриминации

Несколько священнослужителей в течение года были высланы из России. Верховный Суд РФ утвердил решения первой и второй инстанций об аннулировании вида на жительства главному раввину Ульяновской области Йозефу Марозоф, которого ФСБ после 12 лет, проведенных в России, обвинила в ведении экстремистской деятельности.

Главному раввину Омской области Ошеру Кричевскому местное УФМС аннулировало вид на жительство – также на основании материалов ФСБ. Оспорить это решение раввину не удалось: Омский областной суд отклонил его иск и признал решение УФМС законным, причем причина аннулирования не была оглашена даже в суде. Верховный суд РФ подтвердил решение о депортации.  

В ноябре пастору российского христианского центра «Восстановление» Евгению Пересветову, проживающему в Москве гражданину Украины, пограничная служба аэропорта «Шереметьево» вручила уведомление о запрете на въезд в Россию. Причиной запрета послужили административные нарушения, в частности, якобы неуплаченный штраф за грязные номера автомобиля. В феврале 2019 года, когда пастор попытался обжаловать решение о запрете на въезд, выяснилось, что его фамилия исключена из базы данных лиц, которым запрещен въезд в РФ. Однако ФСБ приняла решение о депортации пастора, у которого в Москве осталась семья.  

Продолжилось преследование религиозных организаций за нарушение закона о персональных данных, хотя таких случаев нам известно значительно меньше, чем годом ранее. Например, во Владивостоке мировой суд Приморского района оштрафовал руководителей Приморской организации Центра сознания Кришны по ч. 2 ст. 13.11 КоАП («Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»). Поводом послужило то, что в помещении организации с 2005 года хранятся копии паспортов трех членов руководящего коллегиального органа организации. Кроме того, им было вынесено предупреждение по ст. 19.7 КоАП РФ («Непредоставление сведений»).

Куйбышевский районный суд Омска приговорил пастора омской религиозной группы евангельских христиан «Возрождение XXI век» Николая Кузнецова к 3,5 годам лишения свободы условно по ч. 1 ст. 239 («Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан») и п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»). Это первый известный нам случай применения этой статьи к религиозной организации. Обвинение было вынесено на основе экспертного заключения, в котором говорилось, что используемые руководством организации «психотехнологии» уже привели верующих к зависимому расстройству личности, а дальнейшее их пребывание в этой церкви должно привести к «иным психическим расстройствам». В качестве доказательства наличия психического расстройства у прихожан авторы экспертизы приводили, в частности, свидетельства верующих о чувстве единения с Богом. Никакого иного вреда здоровью следствие не выявило.

Как и в предыдущие годы, полицейскому давлению время от времени подвергались мусульмане. Так, в мечети «Адам» в подмосковной Яхроме на основании постановления суда, разрешающего досмотр здания в поисках некоего человека, был проведен обыск, который проходил с многочисленными нарушениями. Силовики вошли в мечеть, не сняв обуви, взломали дверь в кабинет имама, вывели всех, кто оставался в мечети после утренней молитвы. Досмотрено было не только здание мечети, но и автомобили прихожан. По итогам обыска было задержано около 70 человек. В Лянторе Ханты-Мансийского АО в результате рейда по нескольким кафе и жилищам верующих бойцы Росгвардии задержали около 50 мусульман и доставили их в отделение. Многие из задержанных жаловались на избиения.

 

Как и раньше, иногда становятся известны случаи негосударственной дискриминации. Профессор Вячеслав Бабурин, заведующий кафедрой экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, отказался принять экзамен по географии у одного из студентов, поскольку тот был в кипе. Профессор предложил студенту снять головной убор или покинуть аудиторию. Студент был вынужден обращаться в деканат и сдавать экзамен другому преподавателю. Отметим, что руководство МГУ осудило этот инцидент, охарактеризовав его как «абсолютно частный случай, не имеющий никакого отношения к политике факультета и МГУ в целом»[6].

71-летнюю жительнице Казани администрация спортивно-оздоровительного комплекса  «Акварена» не позволила плавать в бассейне в буркини – мусульманском купальном костюме. 

Руководство Санкт-Петербургского государственного университета уволило профессора Александра Панченко, антрополога, религиоведа, руководителя программы «Социология и антропология» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Произошло это после того, как он написал религиоведческую часть экспертизы делу о признании экстремистскими брошюр американского пятидесятнического проповедника Уильяма Брэнема. Примечательно, что суд в итоге тоже отказался признать труды проповедника экстремистскими.

 

Положительные решения

Подвергшимся дискриминации верующим и религиозным организациям нередко удавалось отстоять свои права в суде. Чаще всего это получалось у обвиненных в «незаконном» миссионерстве. Например, Алтайский краевой суд отменил постановление мирового суда, оштрафовавшего руководителя религиозной группы христиан веры евангельской (пятидесятников) «Краеугольный камень» Дениса Чупрова на 5 тыс. рублей за участие в благотворительной акции, где раздавалась религиозная литература без соответствующей маркировки. Мировой суд счел это правонарушением по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ, несмотря на то что сам Чупров на этой акции не присутствовал.

Междуреченский городской суд Кемеровской области суд отменил штраф в 5 тыс. рублей по той же статье руководителю клуба «Здоровье» и последовательнице «Фалуньгун» Любови Колтыриной. Мировой суд счел незаконным миссионерством распространение материалов «Фалуньгун» на организованных ею без уведомления властей в Междуреченске и поселке Камешек выставках «Лепесток». Суд второй инстанции прекратил дело, так как пришел к выводу, что действия Колтыриной не нарушали общественный порядок и не представляли общественной опасности, а проводимые ее клубом мероприятия не являются распространением вероучения.

Руководителям оренбургского центра йоги супругам Овчинниковым тоже удалось добиться отмены постановления о штрафах на 5 тыс. рублей каждому по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ. Штрафы были вынесены за то, что под видом центра йоги якобы действовала незарегистрированная религиозная группа.

Городской суд Новокуйбышевска Самарской области отменил постановление мирового суда о штрафе по той же статье местному пятидесятнику, рассказавшему на богослужении о личном опыте избавления от наркотической зависимости. Это выступление затем было опубликовано на YouTube.

Пастору церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Владимиру Захарчуку из Воскресенска Московской области удалось оспорить постановление мирового суда, оштрафовавшего его на десять тысяч рублей по ч. 1 ст. 5.26 КоАП РФ («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него»). Правонарушение, по версии мирового суда, заключалось в том, что пастор якобы принуждал к принятию «своей религии» двух человек, которых, как выяснилось на суде, в тот день, когда проходило богослужение, в церкви не было. Зато на этом богослужении присутствовали три сотрудника правоохранительных органов, сорвавшие службу. Воскресенский городской суд отменил постановление о штрафе.

Фрунзенский районный суд Владивостока пришел к выводу, что в действиях обвинявшейся по ч. 2 ст. 20.2 КоАП Юлии Брославской, организовавшей шествие кришнаитов, нет состава правонарушения. Защите удалось доказать, что проведение шествия не требовало от органов власти принятия мер по обеспечению общественного порядка и безопасности, следовательно, не было необходимости уведомлять власти, и дело было прекращено.

А мировой суд Первомайского судебного района в том же Владивостоке не усмотрел состава правонарушения в деле руководителя Центра Обществ сознания Кришны в Приморском крае, обвинявшегося по ст. 5.62 КоАП РФ («Дискриминация») из-за объявления на входе «Только для последователей вероучения вайшнавизма». Дело также было прекращено.

Воронежскому пастору пятидесятнического Христианского центра «Возрождение» Сергею Солонько удалось добиться отмены вынесенного ему предупреждения по ст. 19.7 КоАП РФ («Непредоставление сведений») за создание в Борисоглебске религиозной группы без уведомления Минюста. Суд принял во внимание, что С. Солонько не создавал группу и не осуществлял религиозную деятельность в Борисоглебске, так как является пастором в Воронеже. Отметим, что, несмотря на положительное решение суда, руководство авиационного завода в Воронеже, на котором верующий проработал почти 30 лет, вынудило его уволиться по собственному желанию.

Кроме того, Новосибирский областной суд признал решение районного суда 2017 года об аннулировании вида на жительство католическому священнику Джанезу Андрею Северу незаконным и обязал областное ГУ МВД вид на жительство восстановить.

 



Защита религиозных чувств

Защита сверху

Продолжилось уголовное преследование за оскорбление религиозных чувств, но явно менее активно, чем ранее.

В течение года был вынесен один приговор по ст. 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). По ч. 1 этой статьи, а также по ч. 1 ст. 214 УК («Вандализм») был осужден житель Набережных Челнов Антон Ушачев, обвинявшийся в нанесении оскорбительных надписей на заборе Боровецкой церкви Свято-Вознесенского архиерейского подворья и родника. Он был приговорен к 320 часам обязательных работ, но так как он уже более полугода находился под стражей, наказание было сочтено отбытым.

Несколько дел по этой статье были прекращены. В Сочи в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности было прекращено дело Виктора Ночевнова, который в 2017 году был оштрафован на 50 тыс. рублей по ч. 1 ст. 148 за публикацию «ВКонтакте» карикатурных изображений Христа.

В Кургане было прекращено дело обвинявшегося по этой же статье 18-летнего местного жителя, который опубликовал свою фотографию с перевернутой иконой и оскорбительным комментарием: молодой человек раскаялся, опубликовал извинения и сделал денежное пожертвование православному храму.

А иркутский анархист Дмитрий Литвин, обвиняемый по той же статье за публикацию «ВКонтакте» антихристианских мемов, отказался от прекращения дела в связи истечением срока давности, так как считает, что оно должно быть прекращено по реабилитирующим основаниям.

В Краснодаре было прекращено дело Максима Дроздова, обвинявшегося по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение вражды, а также унижение достоинства») за публикацию сатирического стихотворения «Еретичка». Следствие учло иронический характер стихотворения и отсутствие призывов к враждебным действиям по отношению к атеистам.

За оскорбление религиозных чувств привлекали и к административной ответственности. Житель Северодвинска Игорь Марков был оштрафован на 15 тыс. рублей по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ («Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания») за публикацию атеистических картинок. Житель Новгорода Даниил Сукачев был оштрафован на 30 тыс. рублей по той же статье за публикацию клипа польской блэк-метал-группы «Batushka», концерты которой несколькими годами ранее вызвали протесты православных.

Большинство этих дел мы считаем неправомерными преследованиями.

Отметим, что абсурдность большинства дел о защите религиозных чувств и несоразмерность наказания правонарушению стала очевидна и представителям Русской православной церкви, в защиту паствы которой и направлено большинство таких кейсов. В августе заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе призвал все стороны, участвующие в таких делах, прекращать их в связи с примирением сторон. Он отметил, что для православного христианина должно быть достаточно раскаяния и сожаления о содеянном со стороны совершившего надругательство над святыней. «Мы призываем следователей, судей и заявителей, считающих себя православными верующими, к тому, чтобы большинство, а желательно и все производства по оскорблению чувств верующих заканчивались именно примирением сторон»[7], – сказал В. Кипшидзе.

 

Защита снизу

Общественные защитники религиозных чувств, в отличие от предыдущего года, использовали исключительно мирные формы протеста. Всплеск силовых методов протеста, наблюдавшийся годом ранее, сошел на нет после окончания показа в кинотеатрах вызвавшего возмущение православных фильма «Матильда» и задержания лидеров группы «Христианское государство» – вдохновителей и организаторов большей части тогдашних силовых акций.

Но об оскорблении своих религиозных чувств заявляли не только православные: представители других религий делали это чаще, чем раньше. Например, российских католиков оскорбил масленичный перформанс «Пламенеющая готика», организованный в арт-парке Никола-Ленивец Калужской области художником Николаем Полисским. Возмущение вызвало сожжение 30-метрового сооружения из веток и метел, напоминающего костел. Однако применения каких-либо санкций к организаторам перформанса верующие не потребовали. Мусульмане не раз высказывали возмущение в связи с казавшимися им оскорбительными фотосессиями на фоне мечетей.

Чаще всего те, чьи религиозные чувства были оскорблены, просто публично заявляли о своем возмущении, но иногда шли дальше и требовали от различных инстанций принять меры в отношении оскорбивших. Как, например, жительница Горно-Алтайска, пожаловавшаяся в Госдуму на продажу на рынке веников для бани из можжевельника, который для алтайцев считается священным растением. 

В большинстве известных нам случаев эти жалобы не имели никаких последствий. Не удалось довести до уголовного дела даже поддержанную депутатом Натальей Поклонской жалобу православных жителей Петропавловска-Камчатского на карикатуру художника Дениса Лопатина с изображением самой Поклонской, держащей в руках фаллоимитатор в виде Николая II. Проведенная экспертиза не усмотрела в этом изображении признаков возбуждения вражды или оскорбления чувств верующих.

Однако если раздражителем выступало какое-то культурно-массовое мероприятие, его организаторы нередко предпочитали отменить его или отцензурировать, чтобы избежать претензий со стороны верующих. Так, устроители «парада зомби», планировавшегося в Перми в августе, после единодушных протестов Пермской епархии и краевого Духовного управления мусульман вынуждены были отменить шествие «в связи с накалившейся обстановкой».

Важно, что в некоторых случаях организаторы мероприятий прибегали к самоцензуре, даже не дожидаясь протестов. Администрация Новосибирского государственного университета архитектуры и дизайна, где в августе проходило одно из мероприятий форума с символичным названием «Новосибирск — город безграничных возможностей», в ожидании делегации Новосибирской епархии распорядилась закрыть расположенные в фойе обнаженные статуи тканью, закрепив ее канцелярскими зажимами. После окончания визита статуи вновь «раздели».

Директор Ростовского музыкального театра предпочел согласовать постановку оперы «Хованщина» с митрополитом. Свое обращение в епархию он объяснил тем, что «в последнее время тема религии в социуме привлекает повышенное внимание».

 



Недостаточность защиты от нападений и диффамации

Насилие и вандализм

В 2018 году нам известен всего один случай насилия на религиозной почве (в 2017 году – три): в московском метро после дебатов о ношении креста один пассажир ударил другого ножом.

По-видимому, уровень религиозного насилия, действительно, стал ниже, однако стоит учитывать, что значительную часть пострадавших от такого насилия до сих пор составляли Свидетели Иеговы. После запрета централизованной и местных организаций и последовавшей за ними волны уголовных дел сами Свидетели Иеговы потеряли возможность регулярно вести и публиковать статистику нападений. С другой стороны, миссия по принципу от двери к двери Свидетелями сейчас почти не ведется, миссионерские пикеты тоже отсутствуют, так что возможностей для нападений стало меньше. Однако нельзя исключать, что такие нападения были.

 

Это же касается и информации об актах религиозного вандализма. Мы не знаем ни одного случая нападения на объекты представителей новых религиозных движений. При этом, по данным представителя Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы Ярослава Сивульского на апрель 2018 года, с момента запрета организаций Свидетелей Иеговы произошло не менее 27 актов вандализма в отношении их объектов[8]. Вероятно, какая-то часть этих актов вандализма пришлась на 2018 год, однако подробности нам неизвестны. К тому же, большая часть потенциальных объектов такого вандализма была конфискована властями.

В целом же ситуация с вандализмом на религиозной почве по сравнению с 2017 годом не изменилась. Атаке вандалов подверглись не менее 11 актов православных объектов (столько же, сколько годом ранее). Три из этих актов вандализма совершены по отношению к поклонным крестам: в Архангельске и Крыму поклонные кресты были спилены, причем в Архангельске это произошло уже во второй раз. В Ставропольском крае вандалы нарисовали на поваленном кресте свастику и несколько языческих рун. Не менее чем в четырех случаях православные объекты пытались поджечь: в Первоуральске Свердловской области подожгли икону Николая Чудотворца, установленную на роднике, два храма и воскресная школа были подожжены в Москве и деревянная церковь XVIII века – в Кондопоге. Кроме того, в петрозаводском храме были разбиты стекла, а в Скопине Рязанской области кладбищенский храм был расписан «циничными надписями», а на трех могилах священнослужителей повалены надгробные кресты. В Корабельной роще Первоуральска закладной камень на месте строительства храма в течение недели дважды был атакован вандалами. В последнем случае вандализм, очевидно, был следствием конфликта вокруг строительства, против которого выступали местные жители. 

Нам известны по два акта вандализма в отношении протестантских (столько же, сколько в 2017 году) и иудейских (в 2017 – один) объектов. Пьяный житель Нижневартовска помочился на крест и разбил фонари на участке церкви пятидесятников «Слово жизни», которая уже не раз подвергалась нападениям раньше. При задержании назвал прихожан «сатанистами» и пообещал, что «не остановится на достигнутом». В Петербурге от рук вандалов пострадала вывеска магазина христианской литературы.

В Смоленской области вандалы оставили антисемитские надписи на стене еврейского кладбища в деревне Любавичи, где похоронены основатели течения ХАБАД в России. Несколько деревянных надгробий сгорело и на еврейском кладбище в Воронеже, причиной, предположительно, стал поджог.

Кроме того, зафиксирован как минимум один случай вандализма в отношении мусульманского объекта: в Крыму забор одной из мечетей был исписан нацистскими символами.

 

Диффамация религиозных меньшинств

Как и раньше, федеральные и региональные СМИ нередко публиковали диффамационные материалы о религиозных организациях, и главной мишенью по-прежнему оставались протестантские церкви и новые религиозные движения. Возможно, таких публикаций было немного меньше, чем годом ранее, когда запрет организаций Свидетелей Иеговы спровоцировал волну «антисектантских» публикаций, однако подобные материалы регулярно выходили на федеральных телеканалах.

В частности, «антисектантские» сюжеты были показаны телеканалами «Россия 1» и НТВ. На «России 1» такие репортажи выходили в региональном и федеральном выпусках программы «Вести». Астраханский сюжет в феврале был посвящен пикету неназванного «астраханского волонтерского движения» перед зданием общины баптистов-инициативников и, как и большинство подобных материалов, содержал оскорбительные высказывания и безосновательные обвинения в адрес верующих. В частности, баптистов-инициативников обвинили в «непризнании законов», интерпретировав таким образом их отказ от службы в армии, государственной регистрации и участия в выборах.

Сюжет федерального выпуска «Вестей», показанного в ноябре в прайм-тайм, был посвящен Свидетелям Иеговы и также содержал оскорбления и безосновательные обвинения. Авторы репортажа ставили под сомнение преследования на религиозной почве и расценивали массовый отъезд Свидетелей Иеговы из России в поисках убежища как стремление «за европособие руководить обезглавленной паствой» из-за рубежа.

Аналогичные сюжет программы канала НТВ «Чрезвычайное происшествие» был посвящен делу омского пастора Николая Кузнецова, осужденного за умышленное причинение тяжкого вреда психическому здоровью (см. выше). В сюжете прозвучало множество «антисектантских» клише, а в качестве эксперта был привлечен «сектовед» Александр Дворкин.

Иногда религиозные организации пытались оспорить диффамационные публикации или хотя бы добиться общественного осуждения. Например, Московская саентологическая церковь обратилась в Общественную коллегию по жалобам на прессу с жалобой на показанный в 2017 на телеканале «Звезда» фильм «Шпионаж под видом религии», в котором на примере саентологов и Свидетелей Иеговы «доказывалось», что «многие представители религиозных меньшинств, а по сути сект, плотно связаны со спецслужбами США». Коллегия пришла к выводу, что фильм нарушил целый ряд базовых журналистских принципов, а также отметила неуважение авторов к религиозным меньшинствам и пропагандистский характер фильма, направленный на формирование негативного образа религиозных меньшинств.

 

Что касается общественных борцов с «сектами», их активность, как и годом ранее, была очень низкой. Единственная известная нам «антисектантская» акция – упоминавшийся выше пикет «волонтерского движения» против баптистов-инициативников в Астрахани.

 

 

[1] Наша работа в 2018 году по этой тематике поддерживалась Норвежским Хельсинкским комитетом, Международным партнерством по правам человека и Европейским союзом.

30 декабря 2016 г. РОО Центр «Сова» был принудительно внесен Минюстом в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Мы не согласны с этим решением и обжалуем его.

[2] Сибирёва Ольга. Проблемы реализации свободы совести в России в 2017 году // Центр «Сова». 2018. 2 апреля. [https://www.sova-center.ru/religion/publications/2018/04/d39116/]

[3] Кравченко Мария. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2018 году // Центр «Сова». 2019. 22 февраля [https://www.sova-center.ru/misuse/publications/2019/02/d40687/].

[4] Определение Конституционного суда Российской Федерации № 579 от 13 марта 2018 года // Сайт Конституционного суда РФ. 2018. Апрель. [http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision323481.pdf]

[5] Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях // Сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. 2018. 16 октября [http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758].

[6] В МГУ признали право студентов на ношение «символов веры» // Интерфакс. 2018. 24 января. [http://www.interfax-russia.ru/Moscow/news.asp?id=903650&sec=1668]

[7] В РПЦ призвали православных судей прекращать дела об оскорблении чувств верующих примирением сторон // Агентство городских новостей «Москва». 2018. 6 августа. [https://www.mskagency.ru/materials/2806048]

[8] Год назад российские власти объявили Свидетелей Иеговы экстремистами // Голос Америки. 2018. 19 апреля. [https://www.golos-ameriki.ru/a/jehovah-witneses-persecution-in-russia/4355976.html]
Комментарий: