Новости по теме

Алексей Кудрин против Конституции

В конце апреля 2004 г. в Лондоне состоялся очередной Русский экономический форум, после которого представители Правительства РФ Александр Жуков и Алексей Кудрин дали пресс-конференцию. СМИ о ней сообщали, останавливались на некоторых ответах, но полного текста не публиковали. Между тем, Алексей Кудрин сделал на ней весьма примечательное заявление, которое вызвало однозначное возмущение экспертов в России (о реакции западной публики не сообщается).

Министр финансов России заявил, что "политическая всеядность" бизнеса при которой "в совете директоров одной компании часть членов поддерживает правых, а часть - коммунистов", недопустима. Более того, он фактически допустил, что крупному бизнесу "может быть, простят" незаконно нажитые капиталы, однако при условии принятия новых правил игры, которые предусматривают отказ бизнеса от использования налоговых льгот и обязательное участие предпринимателей в благотворительной деятельности. Причем амнистия коснется и тех, на кого уже заведены уголовные дела (мы приводим интерпретацию журнала "Эксперт" и газеты "Труд", т.к., еще раз оговоримся, текста пресс-конференции нам найти не удалось - ред. ).

Реакция на это выступление была довольно жесткой. Михаил Делягин, например, прокомментировал это так: "Возникает вопрос: а какое вообще-то твое дело, товарищ Кудрин? Но он посчитал, по-видимому, что государство имеет право определять свою политику в отношении корпораций в зависимости от того, кого и в какой степени принципиальности руководители этих корпораций поддерживают. Народ был в легком шоке".

Но наиболее последовательно прокомментировано это заявление в редакционной статье журнала "Эксперт", который считает, что подобным публичным заявлением "товарищ Кудрин смело отринул одряхлевшие догмы буржуазной российской Конституции, гарантирующей каждому россиянину свободу политических взглядов независимо от места работы и занимаемой должности. Этим смелым шагом министр финансов показал пример широты взглядов, недоступной пока еще некоторым сотрудникам Министерства по налогам и сборам и Генеральной прокуратуры. Упомянутые деятели в последние месяцы продемонстрировали возмутительную склонность к половинчатым решениям, отрицая лишь отдельные принципы юриспруденции, такие как недопустимость привлечения к ответственности за использование налоговых льгот, которые были установлены законами. Алексей Кудрин показал нам пример действительно широкого подхода к пониманию социальной ответственности бизнеса, при котором теряют смысл вообще все предрассудки и пережитки, называемые законами, поскольку социальная ответственность становится главным и определяющим критерием оценки деятельности бизнеса".

Между тем, статья повторяет напечатанные номером ранее утверждения о том, что российский бизнес, перешагнув начальную стадию своего развития, ищет "разумного сопряжения своих шкурных и общенациональных интересов. Бизнесу все острее необходим ответственный, стратегически мыслящий контрагент, партнер, имеющий в своем активе всю мощь государства - административную, финансовую, внешнеполитическую". В то время как государство переживает в настоящий момент обратный процесс. Оно деградирует, экономический блок правительства "совершенно не адекватен острейшим задачам и вызовам, стоящим перед страной", делая акцент на решении тактических задач, совершенно не уделяя внимания стратегии. Причем выражается это не только в том, что сегодня в России "вместо реальной налоговой реформы - профанация полумер; вместо умной, тщательной кластерной политики - хаос непродуманных решений фискального толка", но и в том, что у современного государства психология временщика, заинтересованного в сиюминутном максимальном извлечении выгоды, без внятных планов на ближайшее будущее. Т.е. оно находится в той стадии, которую российский бизнес давно перерос.

Кудрин - это Ленин сегодня // Эксперт. 2004. №16.