17 сентября 2013 года заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии Российской академии наук, Владимир Мукомель дал интервью порталу «Москва наций» о трудовых мигрантах, ксенофобных настроениях в обществе и действиях властей на этом поле.
В.Мукомель считает, что утверждение о том, что есть «колоссальный культурный разрыв между мигрантами и местным населением» является явным преувеличением. Мой Ведь найти москвича в четвертом поколении «задача не из легких». «Наиболее критично к мигрантам относятся те, кто сам приехал в Москву недавно, кто остро чувствует конкуренцию», - отмечает он. Ученый также подчеркивает, что нужно уважать другие культуры и традиции, «А не надо гоняться за ними по рынкам. Не надо врываться в мечети в обуви и с оружием».
Рассуждая о том, что мигранты должны воспринимать культуру «принимающей стороны», ученый задается вопросом» какую культуру они должны воспринимать?». Ведь большая часть приезжих проживают в тех районах, где находится дешевое жилье, а в основном это – «социально неблагополучные территории Москвы – вблизи рынков, крупных торговых точек, строительных площадок». «Какую культуру они воспримут? Мат, пьянство, семечки? Эту культуру мы должны навязать? Нет единой московской культуры как таковой. У каждого человека, у представителей разных социально-демографических групп она – своя», - утверждает он.
Мукомель также опровергает утверждение о то, что в Россию приезжают исключительно необразованные, абсолютно не владеющие русским языком люди. Такие люди, конечно есть среди приезжих, но доля их невелика. Да и язык волей неволей выучивается за полгода. К тому же много людей, которые едут сюда, имея высшее или среднее специальное образование. Они попадают на рабочие места, где их квалификация не востребована.
Отвечая на вопрос о присвоении легального статуса, тем кто более года проживает в России ученый заявляет, что основная задача – «не единовременная амнистия, а создание инструментов, которые позволят легализовать тех мигрантов, которые желают здесь работать, готовы адаптироваться». Ведь согласно исследованиям, минимум четверть мигрантов живут в России постоянно, не выезжая за ее пределы. Они фактически интегрированы, но формально являются нелегалами.
В настоящее время начинается борьба с резиновыми квартирами и вполне возможно, что она будет ужесточаться. Таким образом та часть мигрантов, которая прибывает на территорию Москвы легально, может стать нелегальной.
Основные проблемы у этих людей связаны с получением разрешения на занятие трудовой деятельностью. Разрешение на работу должно быть выдано в пределах квоты, выделенной работодателю. Это практически невозможно, потому что большинство мигрантов работают в малом бизнесе, а малому бизнесу это разрешение невозможно получить.
Кроме того иностранец может получить разрешение на занятие трудовой деятельностью по договору с физическим лицом, так называемый патент. Но мигранты чаще идут в коммерческие организации, в бизнес.
Отвечая на вопрос, что нужно делать ученый подчеркивает, что во-первых необходимо перестать заниматься эксплуатацией ксенофобных настроений на всех уровнях. А во-вторых определиться, нужны ли вообще мигранты или нет, исходя из долгосрочных прогнозов развития и рынка труда, демографических и внешнеполитических реалий,.
Мукомель считает, что не стоит московским властям упорствовать в том, что квота на рабочие места должна быть 200 тысяч. Ведь огромное количество людей работает и находят рабочие места. Он подчеркивает, что не все проблемы можно решить усилиями только московских властей, некоторые должны решаться на федеральном уровне.