Новости по теме

Депутаты захотели отбирать гражданство у совершивших любые умышленные тяжкие преступления

Группа депутатов решила расширить перечень оснований прекращения гражданства. Необходимость изменений обосновывается словами Александра Бастрыкина о росте преступности среди мигрантов.

16 января 2024 года депутаты Госдумы Алексей Журавлев (фракция ЛДПР), Дмитрий Кузнецов («Справедливая Россия — Патриоты — За правду»), Михаил Шеремет, Андрей Бородай («Единая Россия»), Михаил Матвеев (КПРФ) внесли в Госдуму законопроект о расширении оснований для лишения приобретенного гражданства.

Авторы хотят внести изменения в ст. 24 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Сейчас она предусматривает прекращение приобретенного гражданства тех граждан, которые совершили перечисленные в ней преступления. По мысли депутатов, действие статьи нужно расширить на все умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, но при этом не исключать и те менее тяжкие составы, которые уже перечислены в этой норме (ч. 1 ст. 207.3, ст. 212.1, 243.4, 280, 280.1, ч. 1 ст. 280.3, ч. 1 ст. 282, ч. 1 ст. 283, чч. 1, 2 ст. 284.1, ст. 284.2, 328, 329, 330.1, ч. 1 ст. 339, ст. 354, 354.1, ч. 1 ст. 318 УК).

Депутаты объясняют свою инициативу миграционным приростом населения, а также тем, что мигранты получают российское гражданство (в первом квартале — 106 тысяч человек, в том числе 44,8 тысяч — граждане Таджикистана). При этом, как пишут авторы законопроекта в пояснительной записке, «за последние несколько лет» правоохранительные органы отмечают рост преступности «преимущественно среди выходцев из стран Средней Азии и Закавказья». По утверждению депутатов, «количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных такими лицами, только за последний год выросло на 32%», а также «отмечается рост числа убийств и случаев умышленного причинения вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего». Эти данные дословно взяты из официального сообщения о выступлении Быстрыкина на Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам миграционной политики 25 сентября 2023 года. Там Бастрыкин говорил также, и пояснительная записка это цитирует, что «следственными органами СК России в первом полугодии 2023 года возбуждено на 22% больше уголовных дел о совершении преступлений» против половой неприкосновенности, что наблюдается резкий скачок преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и наконец, что «значительную часть в общем массиве составляют преступления против порядка управления, что явно свидетельствует о непринятии и противопоставлении себя существующей власти» со стороны мигрантов.

Прежде всего, отметим, что Бастрыкин говорил не о «выходцах» из тех или иных регионов и стран, а о «мигрантах». Этот термин также не вполне ясен, и здесь нужно отметить, что правоохранительные органы ведут учет по гражданству выявленных подозреваемых. И данные по гражданству в принципе ничего не говорят нам о преступности среди тех, кто уже имеет российское гражданство. Можно, конечно, предположить, хотя и непонятно, на каком основании, что уровень преступности среди граждан — выходцев из определенной страны похож на уровень преступности среди граждан этой страны.

Кроме того, приведенные Бастрыкиным данные выглядят очень сомнительно. Он утверждал, что этот прирост на 32% дал почти 11 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами за январь–июль. Но по статистике МВД даже за январь–ноябрь прошлого года иностранцы и лица без гражданства совершили 35 611 преступлений, что на 1% меньше, чего годом раньше, а граждане стран СНГ — 30 353 преступления (и годом раньше было столько же). Даже с учетом возможных разночтений в системах учета разных ведомств, вызывает сомнение, что тяжкие и особо тяжкие преступления занимают именно у этих категорий настолько большую долю — явно больше половины, а не 30%, как в среднем.

Напомним, что перечень оснований, по которым можно лишиться приобретенного гражданства, был расширен с принятием нового закона «О гражданстве Российской Федерации» (он вступил в силу в октябре 2023 года). На наш взгляд, часть уголовных статей, за судимость по которым теперь лишают гражданства, вообще не следовало вводить, часть имеет серьезные недостатки в формулировках, еще некоторые зачастую применяются неправомерно. Мы также полагаем, что многие из этих преступлений не представляют такой опасности для общества, чтобы на основании их совершения лишать гражданства.

Отметим также, что на следующий день, 17 января, Госдума рассмотрела в первом чтении предыдущий вариант того же законопроекта, инициатором которого был Михаил Матвеев. В нем на сходных основаниях предлагалось добавить к перечню статей, за преступления по которым можно лишать приобретенного гражданства, ряд статей УК о насилии и преступлениях против половой неприкосновенности (ст. 105, 111, 112, 117, 131–132 УК), т.е. охват этого законопроекта был у́же. Тем не менее, он получил негативный отзыв правительства, указавшего, что подобная новация «переводит институт прекращения гражданства в уголовно-правовую плоскость», превращая его в «дополнительную форму ответственности за совершенные преступления» и напомнившего, что новый закон о гражданстве вступил в силу только 26 октября и прежде, чем его корректировать, нужно сформировать и изучить правоприменительную практику. После активной дискуссии нижняя палата парламента законопроект отклонила.