Конец майских праздников ознаменовался сообщениями о задержании в Сербии и в Украине бывшего лидера организации «Русский образ» Ильи Горячева (Студента) и прежде неизвестного националиста Михаила Волкова. СКР сообщил, что оба националиста находились в международном обыске по делу Боевой организации русских националистов (БОРН) и подозреваются в причастности к целому ряду громких убийств в России, в том числе к убийствам судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова и адвоката Станислава Маркелова.
Кто такой Илья Горячев? О нем стало известно с марта 2003 года, когда он вместе с Никитой Тихоновым, будущим убийцей Маркелова, основал журнал «Русский образ», ставший по сути ядром одноименной ультраправой организации. Движение «Русский образ» консолидировалось вокруг одноименного интернет-портала, объединявшего сам журнал, рок-группу «Хук справа», военно-спортивный клуб и еще несколько проектов. Концепция объединения была взята у сербского движения «Образ», основанного монархистом Небойшей Крстичем. (В 2010 году на первом всероссийском съезде «Русского образа» Горячев ушел в отставку с поста руководителя движения.)
«Русский образ» неоднократно обвиняли «в связях с Кремлем» в рамках так называемого проекта «управляемого национализма». Так это или нет, сказать трудно. Несомненны были связи «Русского образа» с «Россией молодой». Примечательно, что в 2009 году во время «Русского марша» «Русский образ» совместно с «Сопротивлением» (ультраправое движение, созданное миксфайтером Романом Зенцовым) проводил конкурирующий с основным маршем концерт группы «Коловрат», которая до того много лет не выступала на открытых площадках. Лично для меня загадка, как удалось добиться разрешения на проведение концерта группы, агрессивный, откровенно расистский характер которой хорошо известен не только в России, но и в Чехии, где лидера «Коловрата» Дениса Герасимова пытались, хотя и неудачно, осудить за расистскую пропаганду.
Впрочем, все эти игры теперь не столь интересны, так как то, что можно было считать «управляемым национализмом», прекратилось с конца 2009 года.
Впоследствии Горячев «прославился» тем, что дал показания против своего соратника Никиты Тихонова на громком процессе об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Позднее Горячев уехал из России, похоже, опасаясь скорее не полиции, а мести националистов, и пытался отказаться от своих показаний, заявив, что он якобы их дал под давлением следствия. Но этот отказ юридического значения не имеет - по закону отказаться от показаний можно только лично в суде.
С обвинительными показаниями по делу Тихонова также выступил и лидер российского «филиала» международной неонацистской группировки «Blood & Honour Combat-18» Сергей Голубев (Опер). Связь «Русского образа» и «Blood & Honour Combat-18» этим явно не ограничивалась, что подтверждает выпущенное в 2007 году совместное заявление «Этический кодекс»; стиль этого документа явно выдавал общую скинхедскую молодость Опера и Студента.
После приговора Тихонову и Хасис на организацию - не только на самого Горячева - обрушились проклятия и обвинения в «предательстве». Тот факт, что лидер организации дал показания, привел к тяжкому кризису в отношениях «Русского образа» с националистическим движением, отношения «РО» с многими мелкими неонацистскими группировками были безнадежно испорчены. На первомайском шествии 2011 года лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин лично попытался вытолкать членов организации из колонны. Впрочем, проблемы с соратниками у «Русского образа» возникали и прежде: их неоднократно обвиняли в финансовой нечистоплотности, в частности, в том, что деньги, собранные на помощь ультраправым заключенным, они тратят не по назначению. Типичным обозначением «РО» на наци-форумах стало «сучий образ».
За границей Горячев особенно и не скрывался. Выступал на открытии белорусского крыла «Русского образа», публиковался в России в сборниках Право-консервативного альянса (ПКА), претендовавшего на создание очередной версии «признаваемого властью» национализма.
Тем неожиданнее была новость о его задержании. Правда, первоначально в блогах сообщалось, что задержан он был из-за нарушения режима пребывания иностранного гражданина в Сербии. Столь же неожиданной оказалась новость о том, что он объявлен в международный федеральный розыск и подозревается в причастности к нескольким расистским убийствам. Возможно, это связано с тем, что осужденный к пожизненному заключению Тихонов сейчас находится в московском СИЗО и, видимо, активно дает показания по другим уголовным делам.
Лично я сомневаюсь, что Горячев с его типажом комсомольского вожака-функционера и имиджем «образованного националиста с человеческим лицом» мог лично участвовать в убийствах, хотя не исключаю, что косвенное содействие он мог оказывать.
Про второго задержанного - Михаила Волкова - известно куда меньше. Некий Михаил Волков фигурирует среди осужденных по делу о погроме 30 апреля 2001 года у метро «Царицыно». Толпа, вооруженная металлическими прутьями, начала избивать торговцев «неславянской внешности». В результате погибли три человека, а больше двух десятков были ранены. По приговору Мосгорсуда тот Волков получил девять лет строгого режима, затем Верховный суд сократил срок до пяти лет. Однако непонятно, тот ли это человек.
Неудивительно, что ультраправый был задержан именно в Украине, ставшей прибежищем для русских праворадикалов. Например, здесь скрывался от уголовного преследования идейный вдохновитель «Северного братства» Петр Хомяков (пока не вернулся по глупости в Россию, где его арестовала ФСБ). Тут прятался бывший член неонацистской группировки «Объединенные Бригады-88» (ОБ-88) 28-летний Алексей Коршунов, подозреваемый в убийствах судьи Эдуарда Чувашова и антифашиста Ивана Хуторского, позже подорвавшийся на собственной гранате. По крайней мере какое-то время провел в Украине сбежавший из Петербурга ветеран ультраправого движения Юрий Беляев.
По сообщению СКР, оба задержанных проходят по делу "Боевой организации русских националистов" (БОРН). Неизвестно, существовала ли эта организация в действительности. Явно только, что бренд БОРН появился в 2008 году. Тогда БОРН взяла на себя ответственность за жестокое нападение на двух граждан Таджикистана в Подмосковье: в декабре 2008 года отрезанная голова одной из жертв была подброшена в мусорный контейнер у управы района «Можайский», а фотография этой головы разослана по электронной почте на адреса ряда правозащитных организаций. Впоследствии БОРН взяла на себя ответственность еще за ряд преступлений - поджог здания Кунцевского СКП в Москве 26 августа 2009 года, взрыв московского кафе «Артизан» 4 сентября 2008 года, убийство 3 сентября 2009 года фигуранта дела группы «Черных ястребов» Расула Халилова, убийство антифашиста Ивана Хуторского в ноябре 2009 года. В январе 2011 года письмо с угрозами от БОРН получил заместитель директора АЖУРа Евгений Вышенков и некоторые сотрудники петербургского ГУВД. Угрозы от БОРН получал и убитый судья Эдуард Чувашов. Непонятно даже, одни ли люди рассылали все эти угрозы. Ведь сначала БОРН брала на себя ответственность за преступления, о которых не сообщали СМИ, и тем самым привлекла тогда внимание к инцидентам. Позже организация стала брать ответственность за преступления широко известные и подробно описанные в медиа. Честно говоря, мне кажется, что вряд ли все эти действия могла совершить одна группа.
Пусть даже БОРН это только бренд, или такая группа существовала в действительности лишь какое-то краткое время. Следствие способно в этом разобраться. Но к деятельности «Русского образа» и связанных с ним групп стоит присмотреться подробнее. Проблема в том, что сравнительно безобидный на вид «Русский образ» с вожаком в виде комсомольского мальчика Горячева только на первый взгляд дистанцирован от насилия. Однако за первым рядом активистов идут люди, которые непосредственно включены в насильственные действия. За любым Горячевым стоит «подпольщик» Тихонов.