Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!
Общеизвестным вызовом для политики интеграции меньшинств является появление новых меньшинств или резкий количественный рост уже ранее присутствовавших. Общественные институты и общественное сознание не успевают за этими переменами.
Россия имеет огромный опыт интеграции этнических меньшинств, как позитивный, так и негативный. В основном этот опыт был и остается успешным применительно к тем этническим группам, которые имеют территории компактного расселения. Но по-прежнему остаются огромные проблемы с интеграцией рома (об этом на соответствующей сессии будут еще говорить наши коллеги), есть основания полагать, что некоторые народы Северного Кавказа становятся сейчас не более, а менее интегрированными, чем раньше.
В одну из острейших политических проблем превратилась в последнее время во многих странах тема интеграции трудовых мигрантов. В России речь идет о даже приблизительно не подсчитанном количестве миллионов людей, преимущественно из стран Центральной Азии, но также из стран Южного Кавказа и Дальнего Востока. Конечно, перемещения таких больших масс людей не может не создавать проблем, о которых будет идти речь на другой сессии конференции. Но эти проблемы усугубляются и запутываются в ситуации высокого уровня коррупции, в результате которой фактически не работают системы разрешений, регистрации, учета, паспортного контроля, сбора налогов и т.д. Ни граждане, ни даже зачастую чиновники не различают различные проблемы с документами у таких мигрантов. Эта ситуация привела к тому, что большие этнические меньшинства практически полностью стали считаться так называемыми «нелегальными мигрантами», что порождает систематическую этническую дискриминацию.
К сожалению, в последние несколько месяцев мы видим, что власти в ряде регионов России при поддержке политиков, как из правящей партии, так и из оппозиции, пошли по пути проведения популистских кампаний депортации так называемых «нелегальных мигрантов», что затрагивает прямо или косвенно права миллионов людей. Более того, это подогревает и без того весьма распространенные этно-ксенофобные настроения в обществе. В кампании с охотой участвуют крайние националистические группировки, причем власти им препятствуют лишь очень редко, а в некоторых случаях даже пытаются наладить с ними взаимодействие. Это ведет к легитимации таких группировок в общественном сознании. Подчеркну, что эта популистская кампания проводится именно по инициативе властей. И такое случалось далеко не только в моей стране.
При этом по-прежнему ничего не делается для того, чтобы противодействовать этнической дискриминации. Российская Федерация не раз отвергала рекомендацию создать комплексное антидискриминационное законодательство, утверждая, что различные законы уже содержат нормы, запрещающие дискриминацию. Это действительно так. Но, к сожалению, эти законы не содержат эффективных механизмов реализации такого запрета. Поэтому в России почти отсутствует практика противодействия этнической дискриминации судебным путем.См. также рекомендации центра "Сова".