"> "> «Большую роль сыграла летняя антимигрантская... / COBA

«Большую роль сыграла летняя антимигрантская кампания»

«Новая» спросила Александра ВЕРХОВСКОГО, директора информационно-аналитического центра «Сова» и члена президентского Совета по правам человека: каковы особенности межнациональных беспорядков в депрессивных районах мегаполиса и что нового в бирюлевском погроме по сравнению с событиями, происходившими в Москве на ксенофобской почве раньше?

— Много нового. Собственно говоря, такого просто еще и не было. В Москве всякое случалось. В начале 2000-х нападали на рынки, убивали людей. Но это делали организованные группы неонаци, а вовсе не жители района. Жители района у нас могли выйти на митинг, могли громко ругаться, крайне нетолерантно выражаться в адрес трудовых мигрантов. Но дальше уличных драк дело не доходило.

Почему так случилось? Конкретно пальцем ткнуть и сказать: «Вот причина», — невозможно. Овощебазный бизнес вообще довольно криминальный, поэтому я думаю, что дело не только в самих рабочих, которые на этой базе работают, но и в криминале, который вокруг нее крутился. И потом, база очень большая, работников там много, так что даже при обычном проценте криминала среди них — это серьезная проблема для жителей района. И проблемы там были, и на это жаловались.

В том, что случилось, мне кажется, сыграли роль две явные причины. Первая — удалось удачно подключиться националистам. Потому что сначала все шло в обычном русле. Жители протестуют, ругаются с представителем ОВД, что он ничего не расследует. И так бы все, может быть, и закончилось. Потом туда подтянулись националисты, и сценарий резко изменился. Второе — большую роль сыграла летняя антимигрантская кампания, которая создала у среднего москвича представление, что мигрантов «гонять» даже хорошо. Их и раньше много кто не любил, Москва вообще город более ксенофобский, чем страна в среднем. Но одно дело не любить кого-то, а другое дело — идти громить овощебазу или торговый центр. Не то чтобы власти к этому кого-то подстрекали, но летней охотой на мигрантов они продемонстрировали, что могут вести себя неожиданно резко. Вот и люди (не все, конечно) почувствовали, что им, видимо, тоже можно.

Существенно — что за этим последует. То, что мы видим пока, — это, конечно, смешно. Сначала Собянин зачем-то пообещал проверить у всех регистрацию. Как будто регистрация влияет на такие вещи. Мои коллеги из Совета по правам человека в порядке эксперимента сделали (за взятку, естественно) регистрацию для самого директора ФМС Ромодановского. Нормально получилось. Потом была встреча совета с Путиным, и ему этот документ вручили…

Затем провели зачистку на овощебазе, задержали 1200 человек. И что, они все там нелегальные? У них у всех нет разрешения на работу? Сомневаюсь, что у них успели даже проверить регистрацию, когда задерживали. Их всех сначала куда-то загнали, а потом будут разбираться. Летом, бывало, суд депортировал человека, даже не разбираясь, есть у него документ или нет. Это чисто популистская реакция, подыгрывающая примитивным предрассудкам, не более того.

Ясно, что причина дискомфорта местных жителей не в том, у кого какая регистрация. Надо разбираться с местными властями. Кто контролирует эту овощебазу? Кто вообще контролирует порядок в районе? Почему там до сих пор все в таком состоянии было? И, конечно, надо разбираться с теми, кто организовывал погром. Потому что какие бы ни были причины, организаторы погрома должны быть наказаны.