Деятели культуры прокомментировали ситуацию вокруг спектаклей, вызвавших протесты православных

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Протесты православных против спектаклей Новосибирского государственного театра оперы и балета «Тангейзер» и Русского драматического театра Ижевска «Метель», а также судебное разбирательство в связи с новосибирской постановкой вызвали широкий общественный резонанс. Ряд известных деятелей культуры высказались в поддержку упомянутых спектаклей.

 

В защиту спектакля «Тангейзер» высказался художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков, призвавший «остановить травлю режиссера и театра». Он отметил, что не видел спектакля, «но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу»: «Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. 
Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания»
.

По мнению О.Табакова, задача церкви и общества – «не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, — но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов»

 

С его позицией солидарен и другой известный артист и режиссер, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. Он считает, что «церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов». Не видевший постановки новосибирского театра артист допускает, что его чувства могли бы быть оскорблены, но даже в этом случае единственной подходящей реакцией ему видится «общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение».

«Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия, и усилия самих художников и всего нашего общества», - считает А.Калягин.

 

Не желает возвращаться к практике, когда по жалобе представителей церкви «цензура могла запретить любое произведение», и представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он отметил, что, несмотря на наличие закона, защищающего права верующих, не стоит забывать, что «любое чувство, и религиозное в том числе, - категория расплывчатая».

По убеждению М.Швыдкого, церковь не должна устанавливать свои правила в светском обществе: «Я категорический противник того, чтобы люди проповедовали атеизм в Церкви, но так же неверно проповедовать религиозные взгляды в театре. Сегодня много воцерковленных людей, в том числе и среди деятелей культуры, но надо понимать, что культура и религия, хотя и взаимосвязаны, это не единые сферы жизни».

 

Президент Гильдии театральных режиссеров России Валерий Фокин отправил губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому письмо в защиту театра. Он подчеркнул, что «негативное отношение лишь одной из многих групп зрительской аудитории, пусть и очень активной, к какому-либо произведению театрального, музыкального или иного искусства, не может быть основанием для общественного обсуждения, и тем более не должно стать поводом для вызова автора в прокуратуру».

Он напомнил, что театр - «сугубо светское учреждение, которое, если и является храмом, то только храмом искусства, и изначально религиозных отправлений он не может осуществлять – у него иные функции».

 

С тем, что театр – не храм, согласен и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. По его мнению, театр «не может оскорбить никаких чувств, истинных или мнимых. Театр может взволновать, может вызывать несогласие, может даже раздражать, главное - он не должен оставлять зрителя равнодушным». В письме Е.Миронова, адресованном руководству Новосибирского государственного театра оперы и балета, а также Следственному комитету РФ по Новосибирской области и Прокуратуре Новосибирской области говорится, что «споры о театральных спектаклях должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах. Иначе будущее нашей культуры незавидно».

Ссылки на данную статью [26]