Религиозные деятели – о возможности преподавания ОПК 1 по 11 класс

В конце июля Российская академия образования направила на экспертизу программу «Основ православной культуры», рассчитанную на преподавание в школах с 1 по 11 класс. Представители мусульманских, иудейских и буддийских организаций высказались против включения ОПК в обязательную школьную программу, православные священнослужители инициативу РАО одобрили.

«Коммерсантъ» привел мнение представителей мусульманских, иудейских и буддийских организаций.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов напомнил, что во второй половине 2000-х дискуссия о преподавании в школах религиозных дисциплин «шла очень тяжело и болезненно для всего общества и государства» и в результате «было найдено определенное решение, которое острую ситуацию успокоило». Нынешняя инициатива РАО, по его мнению, «провоцирует новый виток острой полемики с межконфессиональным оттенком»: «Непонятно, кому и зачем вновь понадобилось раскачивать лодку, отбрасывая процесс межрелигиозного диалога почти на десятилетие назад».

Представитель Буддийской традиционной сангхи санжай-лама Андрей Бальжиров тоже опасается раскола общества в случае включения ОПК в обязательную школьную программу. Сейчас большинство школьников отдает предпочтение основам светской этики или мировых религиозных культур, предложенная же РАО программа «может спровоцировать противостояние в регионах».

Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер назвал программу РАО «троянским конем», поскольку, уверен он, в случае одобрения этой программы, детей «будут учить православию, а не православной культуре». Вообще, считает президент РЕК, «не надо учить детей какой-либо религии за счет бюджетных средств».

Вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган предлагает иудейским организаторам, по примеру Русской православной церкви, участвовать в создании учебных программ: «Если есть два-три ученика, которые хотят изучать иудаизм, мы должны дать им эту возможность, никто, кроме нас, не будет писать таких учебников, все в наших руках».


Участвовавшие в опросе «Regions.ru» православные священнослужители, напротив, поддержали инициативу РАО. По мнению большинства, опасения противников включения ОПК в обязательную программу беспочвенны, и курс не станет причиной раскола в обществе.

«Можно гадать о всевозможных опасностях, опасаться ксенофобии, того, что какая-то из религиозных культур будет представлена больше, чем другая, но на самом деле бояться нужно другого: религиозного терроризма, который сейчас шагает по планете широкой поступью. У нас также возникают новые угрозы в виде компьютерной зависимости, никуда не делись традиционные нарко- и алкогольные угрозы, и против этого сегодня не выработано эффективной защиты. А религиозное сознание - эффективная прививка против существующих реальных угроз», - считает настоятель Вознесенского храма Екатеринбурга архимандрит Евгений (Кульберг).

Настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске иерей Святослав Шевченко тоже считает «надуманной» проблему возможного роста напряженности в обществе. Он полагает, что, поскольку «государствообразующая религия в России именно православие», «нет ничего страшного, что этот предмет будут изучать расширенно». «К тому же кто мешает обратиться в Российскую академию наук с такими предложениями буддистам, представителям ислама и иудаизма? Они такие же равнозначные члены общества. Я думаю, их поддержат. Видимо, православные христиане более активные, вот и все. Да и регионов, где подавляющее количество населения – православные христиане, больше, нежели тех, где традиционная религия – ислам или буддизм», - уверен священник.

Благочинный Адамовского округа Орской епархии иерей Вячеслав Кочкин считает, что в случае расширения преподавания ОПК «будет меньше безобразий по телевизору и в интернете. Почему-то там можно растлевать души наших детей, и никто против не выступает – к сожалению».

Председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии священник Николай Святченко и директор Традиционной гимназии священник Андрей Постернак ссылаются на опыт Израиля и Арабских Эмиратов, где школьники изучают соответственно Тору и Коран.

Клирик Николо-Кузнецкого храма иерей Иван Воробьев уверен, что позиция противников включения ОПК в обязательную школьную программу обусловлена только «ненавистью к христианству и Русской Православной Церкви». Представителям других конфессий священник советует «меньше беспокоиться»: «Что касается мусульман, то их религия и вовсе очень решительно завоевывает пространство в нашем обществе всеми возможными способами. Остальные конфессии тоже могут не переживать. Ничего страшного не происходит».

Клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) видит в инициативе РАО «логическое развитие, и слава Богу, что в положительном направлении». Однако он соглашается, что «есть семьи, которые из принципиальных соображений будут против, чтобы дети изучали такой материал. И если в семье существует враждебное отношение к православию, было бы неразумно идти на конфликт: пусть эти дети не изучают этот курс». При этом священник уверен, что «подавляющее большинство мусульманских семей <…> никогда не будет возражать, чтобы их дети изучали культуру православной России».

Однако опрошенные «Regions.ru» мусульманские деятели не подтвердили это предположение. муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов, согласившись с тем, что «православие – это история, традиции», призвал «быть до конца справедливыми» и вернуть мусульманам учебные заведения: «Если мы возвращаемся к тем временам, когда даем разрешение на религиозное образование одним, то почему не даем другим?»

По мнению муфтия, позиция «кто первый встал, того и башмаки» недопустима в многонациональном государстве.

Муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края Мухаммад Рахимов, также признавая православие «государствообразующей конфессией», призвал «не рубить с плеча» и «все хорошо взвесить», в том числе вопрос преподавательских кадров и особенности преподавания в многоконфессиональных классах.

«Мы с уважением и почтением относимся к патриарху и православию, но надо учитывать интересы всех конфессий», - сказал муфтий.   

Комментарий:
Ссылки на данную статью [1]