26 сентября 2012 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний", подготовленный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы.
Проект является развитием принятого накануне заявления "О защите религиозных чувств граждан РФ" и предлагает ряд изменений Уголовного и Административного кодексов.
УК предлагается дополнить статьей 243.1 (оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний), предусматривающей штрафы до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 3 лет за оскорбление чувств, и штрафы от 100 до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы до 400 часов, либо лишение свободы на срок до 5 лет – за осквернение.
Сейчас ответственность за оскорбление религиозных чувств и символов предусмотрена в части 2 ст. 5.26 КоАП. Соответственно, в этом административном составе оставить предлагается только "публичное осквернение религиозной и богослужебной литературы, знаков и эмблем мировоззренческой символики и их порчу". Штраф при этом резко вырастает: от 30 до 50 тысяч рублей вместо нынешнего от 500 до 1000 рублей.
Заодно увеличивается и штраф по ч. 1 ст. 5.26 КоАП (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него), которая не имеет отношения к сути этого законопроекта.
Мы выступаем против принятия данного законопроекта.
Центр "Сова" всегда подчеркивал необходимость декриминализовать унижение достоинства человека по тем или иным групповым признакам, включая отношение к религии, фигурирующее в ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), поскольку это правонарушение не представляет большой общественной опасности и, следовательно, ему место скорее в КоАП, чем в УК (как это и есть до сих пор применительно к оскорблению религиозных чувств граждан - ч. 2 ст. 5.26 КоАП).
Новая ст. 243.1 УК, наоборот, возводит "публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан" в ранг уголовных преступлений, причем предусматривает более суровое наказание, чем ст. 282. Отметим, что обе формулировки - и "унижение достоинства", и "оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан" - недостаточно четки и допускают излишне широкое толкование. Если оскорбление людей правомерно рассматривается как правонарушение (но с декабря 2011 года уже не как преступление), то запрет "оскорбления чувств" может приводить к чрезмерным ограничениям свободы выражения. И тем более это относится к "оскорблению убеждений": такое "оскорбление", собственно говоря, является неотъемлемой частью любой полемики.
Само использование термина "осквернение" вызывает сомнения, так как этот термин имеет в данном контексте смысл в первую очередь религиозный, а не светский. И еще менее удачной является загадочная формулировка ст. 243.1 "унижение богослужений, обрядов и церемоний".
Ч. 2 ст. 243.1 также представляется нам излишней. Осквернение в смысле порчи мест и предметов религиозного почитания и так подпадает под ст. 214 УК (вандализм) и ст. 5.26 КоАП РФ соответственно. Что касается осквернения таких объектов в смысле каких-либо действий, не повреждающих никаких материальных предметов, но направленных на их десакрализацию, то такие действия не могут регулироваться светским правом.
Необходимо отметить и дискриминационный характер ст. 243.1 УК, которая предусматривает защиту только для объектов и обрядов "религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Это положение является прямым нарушением ст. 19 Конституции РФ, согласно которой "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Поскольку Конституция РФ продолжает действовать, неясно, каким образом суды должны проводить различие между религиями. Кроме того, подобные законодательные нормы могут спровоцировать конфликты на религиозной почве.
Что касается изменений, которые предлагается внести в ст. 5.26 КоАП, мы бы приветствовали их в части увеличения размера штрафа за правонарушения, указанные в ее действующей формулировке. Однако, как уже было сказано, авторы законопроекта предлагают перенести из ее ч. 2 в УК оскорбление религиозных чувств. В новой формулировке ч. 2 ст. 5.26 (публичное осквернение религиозной и/или богослужебной литературы, знаков и/или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порча) вызывает те же нарекания, что и ч. 2. ст. 243.1: осквернение предметов религиозного обихода не в виде порчи, а в виде каких-либо действий, направленных на их десакрализацию, не входит в сферу действия светского права.
На сайте Московского бюро по правам человека можно ознакомиться с заключением на законопроект, подготовленным заведующим кафедрой государственного и административного права юридического факультета Самарского государственного университета В.Полянским.