29 октября 2011 года в Общественном центре им. А.Сахарова (Москва) прошел первый семинар из цикла «Общество между верой и взаимопониманием», подготовленный Сахаровским центром, Центром изучения религий Российского государственного гуманитарного университета в рамках совместной магистерской программы «Управление в условиях социокультурного и этноконфессионального многообразия» Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Первое заседание было посвящено проблеме религиозных меньшинств.
Сотрудник ЦИР РГГУ и Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов описал религиозную ситуацию в Дагестане, где салафиты, имеющие численный перевес, испытывают, тем не менее, давление со стороны суфиев. До весны 2011 года в республике наблюдался рост протестантских организаций, привлекших в свои ряды значительную часть мусульман. Однако затем протестанты, которых мусульмане обвинили в прозелитизме, перестали действовать открыто.
Директор центра «Сова» Александр Верховский рассуждал о понятии «религиозное меньшинство». Он отметил, что существует два аспекта: отношения «традиционных» религиозных организаций и «меньшинств» и положение рядовых граждан, ущемляемых по отношению к религии. Так, например, представители Русской православной церкви часто совмещают риторику большинства с интонациями притесняемого меньшинства. А.Верховский обратил внимание на то, что в случае преследования религиозных деятелей со стороны государства (например, по обвинению в экстремистской деятельности) религиозные организации далеко не всегда выступают в их защиту. Т.е., нет представления о том, что можно заступаться за «своих», но не входящих в организацию.
В связи с этим профессор ЦИР РГГУ Александр Агаджанян предложил проанализировать возможные случаи заступничества религиозных организаций за «чужих», чтобы понять, существует ли солидарность религиозных людей перед лицом секулярного мира.
Модератор дискуссии, директор ЦИР РГГУ Николай Шабуров напомнил, что такая солидарность существовала в советское время, когда религиозные организации совместно противостояли государственному давлению.
Руководитель Московского «Общества сознания Кришны» Сергей Зуев познакомил собравшихся с историей вайшнавов в России и ходом идущего в Томске процесса о признании книги «Бхагавад-гита как она есть» экстремистской литературой. Он отметил, что в 2004 и 2005 годах Генеральная прокуратура России уже проверяла эту книгу на предмет экстремизма, но не усмотрела в ней ничего противозаконного.
По мнению адвоката и сопредседателя Славянского правового центра Анатолия Пчелинцева, процесс в Томске является свидетельством слабости российского религиоведения. Он считает, что имена людей, делающих экспертные заключения по заказу прокуратуры, следует предавать гласности. Государство, полагает А.Пчелинцев, проводит политику «зачистки» религиозных меньшинств, в том числе на законодательном уровне: несколько раз предпринимались попытки ограничить на законодательном уровне проповедническую деятельность, представленные Минюстом поправки к закону «О свободе совести», также ущемляют права верующих.
Председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву Инна Загребина рассказала о проведении внесудебной религиоведческой экспертизы. По ее словам, во многом результат экспертизы зависит от позиции главы региона, в котором рассматривается дело, и местной прокуратуры. Механизм проведения такой экспертизы до сих пор не урегулирован законодательно, фактически, ее можно заказать любому человеку, даже не имеющему профильного образования.
Другие участники семинара высказались в рамках дискуссии.