Новости по теме

Искусствоведы и реставраторы собирают подписи в защиту "Троицы" Андрея Рублева

После того, как стало известно об обсуждении возможности временной передачи иконы Андрея Рублева "Троица" из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру для поклонения верующих, ведущие российские искусствоведы и реставраторы подготовили открытое письмо президенту РФ Д.Медведеву, премьер-министру В.Путину и патриарху Алексию II. Письмо разослано музейным и реставрационным организациям, редакциям СМИ, общественным и религиозным организациям и открыто для подписания до 15 декабря. Приводим текст письма полностью.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
Премьер-министру Российской Федерации В.В.Путину
Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
Уважаемый г-н Президент!
Уважаемый г-н Премьер-Министр!
Ваше Святейшество!

17 ноября 2008 года в Государственной Третьяковской Галерее состоялся расширенный реставрационный совет, на который были приглашены музейные хранители, ведущие реставраторы темперной живописи и историки искусства. Поводом для этого совета послужила просьба Московской Патриархии о временной передаче (сроком на 3-4 дня) иконы "Троица", исполненной преподобным Андреем Рублёвым около 600 лет тому назад, из Государственной Третьяковской галереи в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, для богослужений на праздник Троицы, который в 2009 году выпадает на 7 июня.

Итогом совещания стало практически единодушно высказанное мнение о том, что, выдавая из Третьяковской галереи величайший шедевр мировой и отечественной художественной культуры, мы подвергнем его необоснованному риску.

Рассмотренное на совете реставрационное заключение неопровержимо показывает, что стабильность состояния доски иконы, сплоченной из нескольких подвижно скрепленных друг с другом частей, в прошлом неоднократно подвергавшихся деформациям в результате изменений условий хранения, может обеспечиваться только при поддержании неизменных условий ее пребывания в музее. Это же касается очень хрупкой и подвижной системы, каковой является грунт и красочный слой иконы, отвечающие на любые непродуманные действия вспучиваниями, отслоениями, осыпями. Все выступившие на собрании реставраторы высшей квалификации, как приглашенные специалисты, так и сотрудники Третьяковской галереи, отметили, что, даже при условии изготовления дорогостоящей витрины-капсулы, климат внутри которой должна обеспечивать сложная аппаратура, гарантировать безопасность памятника невозможно. Об этом же говорил представитель завода, которому уже поручено изготовление такой капсулы и у которого действительно имеется опыт проведения подобного рода работ, но для произведений значительно уступающих "Троице" по размерам. Нельзя не учитывать и то, что там, где используется сложная аппаратура, возможны сбои и "отказы". Даже если витрина и сможет обеспечить необходимый температурно-влажностный режим, она не решает вопроса, связанного с транспортировкой хрупкой иконы в Лавру, отстоящую на 70 км от Москвы, а затем из Лавры вновь в Москву.

Помимо имеющих решающее значение соображений сохранности, присутствующие привели и другие аргументы.
1) Когда-то, находясь в Троицком соборе, "Троица" была покрыта поновлениями, которые защищали её первоначальную живопись от воздействия окружающей среды (повышенная влажность, огонь и копоть горящих свечей). Свой нынешний вид - для церкви и для всего мира - она получила уже в музейных условиях, в 1918-1920 годах. С тех пор и до настоящего времени первоначальная живопись иконы обнажена и беззащитна перед внешними воздействиями.

2) Именно за время своего пребывания в стенах музея "Троица" преподобного Андрея Рублева превратилась в символ и светоч русской культуры, раскрывающий суть национального духовного идеала. Эти её качества доступны представителям любых национальностей, любых конфессий, демонстрируя им и всему миру духовное благородство и красоту православной иконы. Икона в музее выполняет большую гуманитарную миссию и является не только национальным, но и общечеловеческим достоянием.

3) Необходимый компромисс между церковно-богослужебным использованием иконы и ее бережным музейным хранением в настоящее время уже достигнут - раз в год, на праздник Троицы, она с особыми предосторожностями перемещается в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где климатические условия идентичны тем, которые поддерживаются в музейных залах. Таким образом, в течение трех дней верующие имеют возможность поклониться иконе во время богослужения. Кроме того, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры находятся список с иконы, сделанный по заказу царя Бориса Годунова, и великолепная копия рублёвской "Троицы", исполненная в 1926-1928 годах выдающимися иконописцами-реставраторами и с точностью повторяющая оригинал.

Еще раз подчеркнем, что, подвергая икону ничем не оправданному риску, мы можем привести её к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией. "Троица" преподобного Андрея Рублева, находясь в Третьяковской галерее, где имеются все возможности для её сохранения, остается доступной для верующих и для всех людей, независимо от их вероисповедания.

Подписи:
Г.И. Вздорнов, главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации, член-корреспондент Российской Академии наук, доктор искусствоведения, лауреат государственных премий СССР и РФ
Б.Н. Флоря, главный научный сотрудник Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук, член-корреспондент Российской Академии наук, доктор исторических наук
Г.В. Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор
А.Л. Баталов, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор
Э.С. Смирнова, профессор Отделения истории искусств Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, доктор искусствоведения
О.С. Попова, профессор Отделения истории искусств Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующая сектором византийского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, доктор искусствоведения
Л.И. Лифшиц, заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, доктор искусствоведения
И.И. Тучков, заведующий кафедрой всеобщей истории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат искусствоведения
М.А. Бусев, заместитель директора Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, член-корреспондент Российской Академии художеств, кандидат искусствоведения
И.Л. Бусева-Давыдова, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского и современного церковного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ
А.Л. Хорошкевич, ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук, доктор исторических наук
В.Д. Назаров, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской Академии наук
В.В. Филатов, профессор Академии живописи, ваяния и зодчества, художник-реставратор высшей квалификации с 1953 года, заслуженный деятель искусств РФ
С.В. Филатов, директор реставрационной мастерской Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, художник-реставратор высшей квалификации
А.И. Скворцов, Генеральный директор ОАО "Владспецреставрация", кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ
А.Н. Овчинников, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный деятель искусств РФ
Г.В. Цируль, заведующая Отделом реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийских художественных научно-реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный деятель искусств РФ
М.М. Красилин, заведующий сектором экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации, председатель секции критиков и искусствоведов Московского союза художников
В.Д. Сарабьянов, главный искусствовед и бригадир реставрационной мастерской Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, художник-реставратор высшей квалификации, кандидат искусствоведения
Г.С. Клокова, заведующая кафедрой реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный деятель искусств РФ
Н.В. Толстая, ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи
И.А. Кочетков, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения
В.Н. Уханова, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, хранитель экспозиции древнерусского искусства
Е.В. Буренкова, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи
Е.В. Гладышева, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи
Л.В. Нерсесян, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, главный редактор издательства "Северный паломник"
Н.Н. Шередега, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи
А.С. Валюшок, заместитель заведующего Отделом реставрации темперной живописи Государственной Третьяковской галереи, реставратор первой категории
Е.А. Гра, старший научный сотрудник Отдела реставрации темперной живописи Государственной Третьяковской галереи, реставратор высшей квалификации
Д.Н. Суховерков, старший научный сотрудник Отдела реставрации темперной живописи Государственной Третьяковской галереи, реставратор высшей квалификации
Г.П. Чинякова, заведующая сектором редкой книги библиотеки Государственной Третьяковской галереи, член Союза писателей РФ, лауреат премии города Москвы

Окончательный текст письма был опубликован в феврале 2009 года. К этому моменту было собрано около 900 подписей - искусствоведов, сотрудников музеев и просто неравнодушных граждан. Они выразили беспокойство в связи с тем, что за несколько месяцев так и не было дано официальное заключение о невозможности переноса иконы в Троице-Сергиеву лавру.

Комментарий: См. также:
ДОКУМЕНТ: Стенограмма расширенного реставрационного совещания в Государственной Третьяковской Галерее по вопросу "Троицы" Рублева // Портал-Кредо.ру. 2008. 2 декабря.
РЕПОРТАЖ: Откровение в откровенном эфире. На "Эхе Москвы" обсудили новый вариант решения проблемы между Церковью и музеем - помещение "Троицы" Рублева в храме Николая Чудотворца в Толмачах // Там же.
Михаил Поздняев. Страсти по "Троице" // Новые известия. 2008. 3 декабря.
В РПЦ считают провокацией письмо искусствоведов "в защиту" "Троицы" // РИА "Новости". 2009. 4 февраля.
Отдавать или не отдавать "Троицу"? // Известия. 2009. 18 февраля.
Ссылки на данную статью [2]