В Свердловской области за возбуждение религиозной ненависти судят девушку, развернуто ответившую на вопрос "Может ли мусульманин отмечать Новый год?".
5 декабря 2014 года состоялось очередное заседание Первоуральского городского суда Свердловской области по делу по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) в отношении Эльвиры Султанахметовой, которая обвиняется в возбуждении религиозной розни. Ее имя уже включено в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, который ведет Росфинмониторинг.
По версии обвинения, 25 декабря 2013 года 23-летняя Султанахметова, отвечая на интернет-опрос "Может ли мусульманин отмечать Новый год?", ссылаясь на Коран, высказалась против празднования. При этом она призывала мусульман не только не справлять Новый год, но и не носить георгиевские ленты и не красить пасхальные яйца, как это делают "гнусные язычники".
"Начиная с детского сада, детей учат взывать не к Аллаху, а к Санта Клаусу, Деду Морозу и прочим табутам, – в частности, написала Султанахметова. – Это ни что иное, как великий обман детей и воспитание их многобожниками. Их естество заполняется языческими символами".
Поздравление "С Новым годом!" Султанахметова сравнила с убийством или прелюбодеянием, а хоровод вокруг новогодней елки также сочла наследием языческого "кельтского ритуала", в котором приносили в жертву девушку: та замерзала, привязанная к елке, потом ее тело расчленяли и украшали ветви внутренностями. Водить хоровод же мусульманин может исключительно вокруг священного камня Каабы в Мекке.
Через некоторое время ответ девушки обнаружил Степан Черногубов, в 2013 году приговоренный по ст. 282 УК к 440 часам обязательных работ (он объясняет, что на общественных началах занимается мониторингом интернета в поисках "материалов, направленных на неприятие православия"), и обратился в Следственный комитет с заявлением, в котором потребовал уголовного преследования автора материала, где "разжигалась ненависть ко всем немусульманам".
Султанахметова не признает себя виновной. Ее защита придерживается аналогичной позиции и, в частности, отмечает, что религиоведческая экспертиза не была проведена.
Заседание было отложено.
По нашему мнению, преследование Султанахметовой неправомерно. Девушка не написала ничего, противоречащего многочисленным разъяснениям вопроса о допустимости этого праздника для приверженцев ислама, которые легко найти на мусульманских сайтах (фрагменты из ее ответа свидетельствуют, в частности, что она написала текст не вполне самостоятельно, а копируя готовые формулировки). Вероятно, ее личность всего лишь оказалось легко установить.