15 марта 2017 года Министерство юстиции РФ обратилось в Верховный суд РФ с иском о ликвидации Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и запрете деятельности религиозной организации за экстремизм. Рассмотрение иска назначено на 5 апреля.
Иск последовал за проверкой организации, завершившейся 27 февраля 2017 года. В отчете Минюста по результатам проверки говорится о том, что, несмотря на предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, вынесенное организации Генпрокуратурой 2 марта 2016 года, структурные подразделения организации по-прежнему вовлечены в экстремистскую деятельность, нарушающую права и свободы человека и причиняющую вред гражданам, общественному порядку и безопасности.
В исковом заявлении Минюста, в частности, говорится о том, что Управленческий центр осуществляет ввоз в Россию литературы, которую впоследствии признают экстремистской, а также перевыпусков запрещенных материалов, в частности, раздробленных на более мелкие издания. Кроме того, в документе приведен список из 395 местных организаций Свидетелей Иеговы как подразделений Управленческого центра и перечень общин, оказавшихся под запретом, а также подпавших под административные санкции. Как указывает Минюст, Управленческий центр осуществляет финансирование своих подразделений, включая те, которые позднее подпадают под запрет, и таким образом причастен к финансированию экстремистской деятельности. Минюст требует ликвидировать Управленческий центр и входящие в его структуру местные организации и обратить принадлежащее им имущество (в исковом заявлении содержится список числящейся за организациями Свидетелей Иеговы недвижимости) в пользу государства.
Напомним, 16 января 2017 года Мосгорсуд признал предупреждение Генпрокуратуры законным, тем самым утвердив аналогичное решение Тверского районного суда Москвы от 12 октября 2016 года и отклонив апелляционную жалобу Свидетелей Иеговы. Представитель истца в суде заявил, что Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России не совершал никаких действий экстремистского характера, а обвинения последователей Свидетелей Иеговы в экстремистской деятельности "основаны на фальшивых уликах, подбросах литературы и ложных сфабрикованных показаниях". Организация намерена обжаловать решение Мосгорсуда в Верховном суде и в дальнейшем, возможно, в Европейском суде по правам человека.
С нашей точки зрения, ликвидация организаций Свидетелей Иеговы за экстремизм (в 2016 году было запрещено пять местных общин в разных городах), преследование членов их общин и запреты текстов не имеют законных оснований и являются ярким проявлением религиозной дискриминации. В России количество последователей Свидетелей Иеговы превышает сто тысяч. В случае запрета головной организации Свидетелей Иеговы в России каждый из них окажется под угрозой уголовного преследования за веру. Таким образом, Россия рискует встать на путь тоталитарных режимов, Советского Союза и Третьего Рейха, преследовавших Свидетелей Иеговы в уголовном порядке, вплоть до длительных сроков заключения в СССР и отправки в лагеря уничтожения в нацистской Германии.
17 марта нам стало известно, что в связи с обращением в Верховный суд Минюст издал распоряжение о приостановлении деятельности Управленческого центра Свидетелей Иеговы и о приостановлении прав Управленческого центра и входящих в его структуру местных религиозных организаций как учредителей СМИ, запрете пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и иные массовые или публичные мероприятия, использовать банковские вклады (за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов по трудовым договорам).
30 марта стало известно, что 22 местных религиозных организации Крыма направили в Верховный суд заявления о привлечении их в качестве соответчика. Эти организации были зарегистрированы в мае 2015 года по инициативе российских властей и не получали до сих пор никаких претензий со стороны Минюста или правоохранительных органов.