начало."> начало."> Духовные управления мусульман РФ: история... / COBA

Духовные управления мусульман РФ: история возникновения, расколы и объединения (часть 2)

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Продолжение статьи Михаила Тульского. См. начало.

От раскола к новому объединению

30 сентября 1992 г. в Москве во время работы второго Международного исламского форума Галиуллин, Нигматуллин, Бибарсов, Бикмуллин, мухтасибов Крыма Саид-Джалиль Ибрагимов, Прибалтики (Эстонии) Али Харрасов и Белоруссии Измаил Александрович, а также имамы московской общины "Байт-аллах" Махмуд Велитов и общества "Каляметдин" г. Бугуруслана Исмагил Шангареев решили создать Координационного совета глав региональных ДУМ, на съезде 21 октября в Казани переименованный в Высший координационный центр ДУМ России (ВКЦ). Был принят устав ВКЦ, председателем которого стал Галиуллин. Лидеры ВКЦ явно блефовали, когда, кроме реально входивших в их организацию, объявляли своими сторонниками мусульман Удмуртии, Свердловской, Челябинской, Пермской и Кировской областей[11], в которых у "раскольников" практически не было своих общин. Однако ВКЦ уже тогда смог перетянуть на свою сторону большинство мусульманских приходов в двух ключевых регионах - Татарстане и Башкортостане. Этот подтвердил I съезд ДУМ РТ, прошедший на следующий день после учредительного съезда ВКЦ в Казани: в нем участвовал 291 один делегат от 166 приходов, при этом было заявлено, что всего в Татарстане 227 приходов (на самом деле в республике на конец 1991 г. зарегистрировано 207, а на конец 1992 г. - 333 исламских приходов[12]).

Ответом на объединение своих противников стал VI чрезвычайный съезд ДУМЕС 9-10 ноября в Уфе, призванный консолидировать сторонников Таджуддина. В съезде участвовали 738 делегатов от 522 приходов ДУМЕС (еще 250 приходов, числившихся в ДУМЕС, своих делегатов не прислали, окончательно подтвердив выход из подчинения Таджуддину) и 102 зарубежных гостя из Саудовской Аравии, Турции, Афганистана и Ирана. Приветствие съезду прислали Ельцин и Хасбулатов. Делегаты единодушно одобрили деятельность Таджуддина и осудили "раскольников". Единственный представитель ВКЦ, бывший гостем съезда - муфтий Нигматуллин - выразил желание "пойти на мировую". На прошедшем накануне съезде ДУМ РБ он попросил освободить его от обязанностей муфтия, однако его просьба не была удовлетворена[13] (если бы Нигматуллин сложил свои полномочия, муфтием ДУМ РБ стал бы Аширов, что могло оттолкнуть башкирские общины, составлявшие основу ДУМ РБ). Съезд ДУМЕС принял обращение к Ельцину и Шаймиеву, примечательно, что к Рахимову обращаться не стали: Таджуддин тогда обвинял руководство Башкортостана в незаконной регистрации ДУМ РБ. Прокуратура РБ усмотрела нарушение в регистрации ДУМ РБ по устаревшим юридическим нормам, но 30 декабря 1992 г. ДУМ РБ получило новые документы о государственной регистрации, уже безо всяких нарушений[14].

Равиль Гайнутдин выступал тогда твердым сторонником Таджуддина, осуждая "раскольников". Советник Гайнутдина Фарид Асадуллин (в значительной степени определявший тогда идеологическую линию Исламского центра Москвы Гайнутдина) заявлял в конце 1992 г., что причиной раскола ДУМЕС стало стремление "молодых амбициозных людей без систематического религиозного образования почувствовать себя способными создать и возглавить независимое духовное управление", к этому их подтолкнули определенные политические силы Татарстана и Башкортостана и теперь "лучший выход для раскольников - признать ошибочность пути, по которому они пошли сами и повели своих прихожан"[15]. "Гайнутдин в то время ярым сторонником Талгата был. У Талгата сложившаяся структура, а мы еще кто? - пацаны. Если бы что-то серьезное, большое было, а у нас еще не было ни офисов, ни транспорта, фактически он мог потерять мечеть и ничего не приобрести. Он так говорил: "Вы затеяли глупость, вы разрушаете Духовное управление, вы ничего не можете сделать, это все - ерунда, все равно вы вернетесь к Таджуддину, никуда вы не денетесь..." А когда начинали его уговаривать присоединиться к нам, то Гайнутдин отвечал: если бы я возглавил это, может тогда бы и принял в этом участие" - вспоминает Аширов.

К началу 1993 г. на территории РФ без Северного Кавказа было 1028 мусульманских общин[16], из них примерно 550 подчинялись Таджуддину и 450 - его противникам.



Выход Гайнутдина из подчинения Таджуддину

29 января 1994 г. собрание московских мусульман во главе с Равилем Гайнутдином постановило: "Учитывая высокий моральный и политический авторитет Исламского Центра Москвы и Московской области среди мусульман страны, российской и международной общественности, а также признавая, что благодаря усилиям руководства Исламского Центра столица России стала важным духовным центром мусульман РФ создано Духовное Управление мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР). Новое Духовное Управление с центром в г. Москве является высшим органом руководства мусульманских общин, объединений и организаций данного региона. Меджлис Духовного Управления избрал Муфтием, главой мусульман Центрально-Европейского региона, имам-хатыба Московской Соборной мечети. Президента Исламского Центра Москвы и Московской области шейха Равиля Гайнутдина. Руководствуясь Священным Кораном и Сунной Святого Пророка Мухаммада (да пребудет с Ним мир и благословение Аллаха) и следуя кораническому призыву: "Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь" Священный Коран (3:98), Духовное Управление, остается неразрывной частью исламской уммы России и мыслит свою деятельность не иначе, как в строгом каноническом согласии и единении с Духовным Управлением мусульман Европейской части СНГ и стран Балтии (ДУМЕС), другими духовными управлениями России и зарубежными религиозными организациями" - говорится в сообщении пресс-службы ДУМЦЕР по поводу этого события.

Однако, несмотря на слова о "строгом каноническом согласии и единении с ДУМЕС", регистрация ДУМЦЕР в Минюсте 23 февраля 1994 г. открыла путь к возможному выходу ДУМЦЕР Гайнутдина из ДУМЕС Таджуддина. А вот заявление организации Гайнутдина о "единении с зарубежными религиозными организациями" - чистая правда, с ними московский муфтий при полном взаимопонимании сотрудничает до сих пор. 22 марта 1994 г. Гайнутдин провел презентацию ДУМЦЕР, в которой приняли участие Таджуддин, министры РФ Андрей Козырев и Сергей Шахрай, митрополит Питирим и главный раввин Адольф Шаевич. Гайнутдин получил приветственные телеграммы от председателя Госдумы Рыбкина и глав ДУМ Украины, Дагестана и Ингушетии[17]. Несомненно, Гайнутдин укрепил свои позиции в глазах московской элиты и федеральной власти, что дало возможность не обращать больше внимания на своего уфимского начальника и не участвовать в совместной деятельности ДУМЕС Таджуддина, переименованное после регистрации в Минюсте нового устава 4 апреля 1994 г. в Центральное ДУМ России и европейских стран СНГ (ЦДУМ).

Такое отдаление региональных управлений от Таджуддина вызвало резкое недовольство на расширенном пленуме ЦДУМ (ДУМЕС), который 15 сентября 1994 г. постановил показательно "освободить Зулькарная Шакирзянова от обязанностей имам-мухтасиба мусульман Омской области и Сибири" и "исключить З. Шакирзянова из состава Президиума ЦЦУМ". Хотя в итоге Шакирзянову это снятие с должности не слишком навредило (5 октября 1995 г. он зарегистрирован в Минюсте РФ независимое ДУМ Сибири - Омский муфтият), на других региональных подчиненных Таджуддина оно видимо произвело впечатление. Когда 16 сентября МВД Республики Башкортостан передало в президиум ЦДУМ информацию о подготовке сторонников ДУМ РБ к захвату резиденции ЦДУМ, Таджуддин разослал всем свои муфтиям и мухтасибам телеграммы с "призывом к защите комплекса зданий ЦДУМ от угрозы захвата" (18 сентября подобную телеграмму Таджуддин отправил даже Патриарху Алексию II), почти все они откликнулись на этот призыв, прислав в Уфу своих представителей. Никак не откликнулись на эти призывы только московский муфтий Гайнутдин и самарский Вагиз Яруллин. "За неоднократное отсутствие в работе пленумов ЦДУМ и игнорирование приглашения Президиума для зашиты комплекса ЦДУМ, освободить от всех занимаемых должностей: члена президиума ЦДУМ, председателя ДУМЦЕР, второго имам-хатыба Московской Соборной мечети, муфтия Равиля Гайнутдинова. Утвердить вторым имам-хатыбом Московской соборной мечети Юнеева Шамиля. За игнорирование призыва президиума ЦДУМ к защите комплекса ЦДУМ от угрозы захвата вывести из состава президиума ЦДУМ председателя ДУМ Самарской области муфтия Яруллина Вагиза" - таково было решение чрезвычайного пленума ЦДУМ 21 сентября 1994 г.

Если замена Яруллину так и не была определена, что в итоге дало возможность ему удержаться на своей должности и помириться с Таджуддином, то московские сторонники Таджуддина (Растам Валеев и братья Юнеевы) сразу после решения чрезвычайного пленума предприняли попытку отстранить Гайнутдина от руководства Московской соборной мечетью (единственной мечетью, подконтрольной Гайнутдину в Москве в то время) непосредственно в момент проповеди московского муфтия. Попытка не увенчалась успехом: Гайнутдин, благодаря своей неизменной серьезности, актерскому таланту (он закончил Казанское театральное училище с красным дипломом) и склонности при общении с прихожанами и подчиненными всегда смотреть им в глаза, пользовался высокой популярностью. В ответ уже 23 сентября 1994 г. президиум ДУМЦЕР принял "единогласное решение о каноническом выходе ДУМЦЕР из состава ЦДУМ". Для сохранения контроля над Московской соборной мечетью Гайнутдин уволил из нее управляющего делами Абдулбяра Бедретдинова и имам-хатыбов Рамиля Аляутдинова и Хасана Фехретдинова, которые даже подавали иск в суд "о восстановлении на работе"[18].

Гайнутдин установил контакты с ВКЦ, хотя и не вошел в его состав. 31 августа 1995 г. председатель Высшего координационного Совета ВКЦ Габдулла Галиуллин и председатель ДУМЦЕР Равиль Гайнутдин даже подписали совместное заявление своих организаций, в котором заявили, что "приняли решение в соответствии с законом о свободе совести действующего в РФ не участия на всех уровнях предвыборной компании 1995 года в Государственную Думу РФ". Решение, впрочем, вскоре было нарушено: 24 ноября состоялась встреча Гайнутдина лидерами блока "Межнациональный Союз" Абдулахом Микитаевым и Александром Чуевым, на которой муфтий заявил, что "мусульмане России разделяют позицию "Межнационального Союза""[19]; а 6 декабря зампреды ВКЦ Аширов и Исхаков вместе с Абдул-Вахедом Ниязовым от имени "Союза мусульман России" (не сумевшего собрать подписи для участия в выборах) призвали отдать голоса "самому умеренному, самому проверенному" (по словам Аширова) избирательному объединению "Наш дом - Россия"[20].



Создание Совета муфтиев России и объединение его с ВКЦ

Еще в начале 1993 г. Гайнутдин заявлял, что "мусульманам бывшего СССР необходимо создать шуру - совет мусульманских лидеров бывших союзных республик. Раньше существовал координационный центр - отдел международных связей мусульманских организаций СССР. Теперь его нет"[21].

1 июля 1996 г. I Меджлис руководителей Духовных управлений мусульман России принял решение об образовании Совета муфтиев России (СМР), в который вошли ДУМЦЕР, ДУМ РТ Галиуллина, ДУМ РБ Нигматуллина, ДУМ Поволжья Бибарсова, бугурусланский и ульяновский муфтияты братьев Исмагила и Тагира Шангареевых, а также карликовое ДУМ Чувашии Марата Архипова (к 2000 г. прекратившее свое существование). Председателем СМР стал главный организатор мероприятия - Равиль Гайнутдин. После этого меджлис переименовался в международную конференцию "Демократия и судьбы Ислама в России", на которой Гайнутдин заявил: "Мы выступаем за продолжение курса реформ, сохранение мира и согласия. Ведь понятия Ислам и демократия полностью совместимы", - что было истолковано как поддержка Ельцина[22] за два дня до второго тура выборов. Тогда же, 1 июля 1996 г. Равиль-хазрат встретился и с Геннадием Зюгановым, которого он также заверяет в своей поддержке и просит его от имени Госдумы поддержать идею создания СМР как единого исламского органа России.

Вхождение в СМР большинства коллективных членов ВКЦ, руководство которым Габдулла Галиуллин в начале 1996 г. передал Нафигулле Аширову, знаменовало собой начало постепенного ухода ВКЦ в небытие: из Высшего координационного центра не ушли в СМР только московский имам Махмуд Велитов (контролировавший тогда московскую Историческую мечеть), ДУМ Тюменской области Галимзяна Бикмуллина, несколько приходов Сибири и Дальнего Востока и Марий Эл. Формально в ВКЦ входили и северокавказские ДУМ, но они всегда жили своей жизнью и не участвовали в конфликтах между татарскими муфтиями.

Такое положение ВКЦ грозило Аширову перспективой утраты всероссийского влияния и статуса. Нафигулла-хазрат к тому времени завязал дружеские контакты с Абдул-Вахедом Ниязовым, президентом Исламского культурного центра и организатором Союза мусульман России. С Ниязовым у Аширова было много общего - они не только оба происходили из Сибири (первый - в Омске, второй - в Тобольске), но и принадлежали к одной этнической группе бухарцев сибирских - потомков переселенцев из Бухарского эмирата в Сибирское ханство в XV-XVI веках (последний раз в качестве отдельной нации их учли в 1926 г., когда было переписано 12012 бухарцев сибирских). Общее происхождение и подсказало Аширову и Ниязову тот регион, с которого следует начать.

8-10 августа 1997 г. Аширов организует на своей родине - в Тобольске - I конференцию мусульман Сибири и Дальнего Востока, итогом которой становится образование Межрегионального ДУМ Сибири и Дальнего Востока. Председателем нового ДУМ становится Нафигулла Аширов (именуемый отныне "Верховным муфтием Сибири"), его заместителями - Абдул-Вахед Ниязов и Галимзян Бикмуллин.

Несмотря на частые поездки по Сибири основным местом пребывания Аширова и Ниязова остается Москва, где они постепенно сближаются с Гайнутдином, принимая участие в совместных мероприятиях. 28 января 1998 г. по приглашению Союза мусульман (то есть Ниязова, Аширова и Хачилаева) в Москву приехал лидер "Нации ислама" Луис Фаррахан, который на следующий день принял участие в праздновании Уразы-байрам в Московской соборной мечети вместе с Равилем Гайнутдином[23]. 7-9 августа 1998 г. делегации лидеров СМР и ВКЦ вместе участвовали во II Международной конференции исламского единства, почетным председателем которой был Аслан Масхадов, а 6 сентября они же по приглашению Масхадова приехали в Грозном на празднование 7-летия независимости Ичкерии и 238-летия шейха имама Мансура.

В итоге всех совместных акций Гайнутдин и Аширов заключает некое неофициальное соглашение по разделу сфер влияния: Гайнутдин руководит мусульманскими приходами европейской России (за исключением республик), Аширов - в азиатской (Сибири и Дальнего Востока). В исполнение достигнутых договоренностей в ноябре-декабре ДУМ Аширова переименовывается в ДУМ Азиатской части России (ДУМАЧР), а ДУМЦЕР Гайнутдина - в ДУМ европейской части России (ДУМЕР). Приходы ВКЦ в европейской части передаются ДУМЕР, а обращающиеся к Гайнутдину мусульмане азиатской части перенаправляются к Аширову. Впрочем, в результате объединения с Гайнутдином из числа союзников Аширова сначала ушел Велитов (перешел в ДУМ Сибири Баязитова, который построил для него мечеть в московском районе Отрадное), а 15 октября 1999 г. - тюменское ДУМ Бикмуллина - ни Велитов, ни Бикмуллин до сих пор в СМР не вошли.

За разделом сфер влияния произошло и формальное объединение Гайнутдина и Аширова: 23-25 ноября 1998 г. в Москве проходит расширенное совместное заседание СМР и ВКЦ, итогом которого становится вхождение приходов и управлений ВКЦ в СМР (происходит фактическая ликвидация ВКЦ, хотя юридически он был ликвидирован Минюстом только летом 2002 г.), а также совместное заявление "по поводу необоснованных претензий Талгата Таджутдина": его "претензии на звание "Верховного муфтия России и европейских стран СНГ" абсолютно не оправданы ни с этической, ни с юридической стороны... его сан "Верховный муфтий России" является самозванным и незаконно присвоенным". Это заявление подписали Гайнутдин, Аширов, Нигматуллин, Бибарсов, Архипов, братья Шангареевы, новый муфтий Татарстана Гусман Исхаков, муфтии Адыгеи Энвер Шумафов, Ингушетии Магомед Албогачиев, Кабардино-Балкарии Шафиг Пшихачев, Карачаево-Черкессии Исмаил Бердиев, Северной Осетии Дзонхат Хекелаев, заммуфтия Дагестана Харун Бацаров, а также муфтии входящих в ДУМЕР пензенского, нижегородского и ростовского ДУМ.



Создание Шаймиевым "своего" ДУМ Татарстана и подчинение ему всех мечетей республики

После образования независимого ДУМ РТ позиция администрации Шаймиева в отношении произошедшего раскола была довольно двойственной: с одной стороны, власть была недовольна возникновением раскола, с другой - хотела сделать ставку на ту Таджуддина или Галиуллина только тогда, когда станет ясно, какая сторона конфликта побеждает. Шаймиев продолжал поддерживать дружеские отношения с Таджуддином, но президент Татарстана и особенно его националистическое окружение не могли не радоваться по поводу образованию в "независимом Татарстане" независимого ДУМ РТ и "перенесению" столицы российского ислама из Уфы в Казань с образованием ВКЦ, главой которого стал муфтий Татарстана. Незадолго до выхода ДУМ РТ из ДУМЕС Если "раскольник" Габдулла Галиуллин был энергичным, активным и даже агрессивным человеком, то его противник - татарстанские таджуддиновцы - сначала казанский мухтасиб Габдулхак Саматов, потом муфтий ДУМ Татарстана в составе ЦДУМ Габдельхамид Зиннатуллин - представляли собой полную противоположность ему. Даже муфтий ДУМ Т в составе ЦДУМ с 19 ноября 1997 г. твердый таджуддиновец Фарид Салман (Хайдаров) прямо называет Зиннатуллина "человеком бездеятельным и инфантильным", хотя он и "читает хорошо, у него красивый голос". Стоит ли удивляться, что в 1993-94 гг. число приходов в подчинении Галиуллина более чем удвоилось, а в подчинении Таджуддина осталось неизменным. Увидев, "чья берет" руководство Татарстана сориентировалось на поддержку ДУМ РТ, в окружении Галиуллина появились придворные интеллектуалы Шаймиева, такие как Дамир Исхаков, ставший советником Габдуллы-хазрата по политическим вопросам. "Где-то с конца 1994 г. пришло понимание, что необходимо провести съезд мусульман, чтобы "влить мозги" в ДУМ РТ, подготовить серьезный документ и т. д. Поэтому могу однозначно сказать, что съезд мусульман в январе 1995 г. подготовлен группой ученых, в число которых входил и я... Мы начали готовить Габдулле Галиулле старт для выхода на российский политический небосклон - необходимо было собрать "под одной рукой" все российские мусульманские организации... Мы разрабатывали выход Галиуллы на международную арену. Мы посоветовали ему выйти на Папу Римского и он такой выход нашел. Мы вложили в его уста мысль о евроисламе: поскольку у нас особый, "европейский" ислам, нам хотелось бы иметь особые отношения с католиками. Перед поездкой мы договорились с аппаратом Президента РТ о том, что католикам Казани в ближайшее время будет возвращен их храм. Для Габдуллы это был один из козырей в Риме... Было видно, что ДУМ РТ резко выделяется своими активными действиями. И поэтому фактически безболезненно в руки ДУМ РТ перешло здание мечети "аль-Марджани", хотя в тот момент оно принадлежало ЦДУМ. Это объясняется тем, что власти РТ хотели иметь организацию, которая хорошо бы работала...Ближе к лету 1995 г. началась подготовка к съезду мусульман России. С помощью советника Шаймиева Рафаэля Хакимова удалось убедить президента РТ, что такой шаг необходим. Съезд должен был закончиться переносом центра мусульманских организаций в Казань. К осени 1995 г. муфтият был на подъеме, но все это было разрушено за одну ночь, когда шакирды Габдуллы захватили здание медресе "Мухаммадия", которое не хотела добровольно освобождать газета "Крис". Все интеллектуалы отшатнулись от него. Габдулла Галиулла попал в подсудное положение. Идея созыва съезда мусульман России была похоронена" - вспоминает Дамир Исхаков.[24]

По этим воспоминаниям человека, бывшего, по мнению газеты "Казанское время", "мостом между властной элитой Татарстана и исламским духовенством", очень ценны и показывают, какое влияние администрация Шаймиева прямо или косвенно оказывала на ситуацию в мусульманской общине Татарстана уже в 1995 г. При ее поддержке 23-25 января 1995 г. был созван II съезд мусульман ДУМ РТ, в котором участвовали 404 прихода из 482, зарегистрированных на конец 1994 г. По постановлению этого съезда "захвачена на рассвете 25 января 1995 г. казанская резиденция ЦДУМ мечеть "Марджани". Власти отреагировали очень интересно. Они завели уголовное дело, и это дело не было доведено до конца. Не было официально заявлено, что оно закрыто, но куда оно делось, никто не знает" - вспоминает Фарид Салман. Примечательно, что власти не были против захвата одной группировкой мусульман мечети у другой группировки, но по поводу захвата здания медресе "Мухаммадия" 16 октября 1995 г., находившегося в распоряжении светской власти, резкий протест выразил лично президент Шаймиев.

После этого администрация Шаймиева (официальное название - Аппарат Президента РТ) начала искать другого претендента на лидерство среди мусульман республики. Сначала проходит несколько теплых встреч Шаймиева с Таджуддином, на которых президент Татарстана вновь уговаривает Таджуддина переехать в Казань (подобные же переговоры, по данным Дамира Исхакова, были и до раскола в 1992 г.), но председатель ЦДУМ не соглашается. Вероятно подобные же предложения были сделаны и Гайнутдину.

Не найдя нового лидера за пределами Татарстана, администрация Шаймиева обратила взоры на первого заместителя Габдуллы Галиуллина, более мягкого и умеренного Гусмана Исхакова, мать которого Рашида была хорошо знакома с главой Аппарата Президента РТ Шаймиева в 1991-97 гг. Халяфом Низамовым. Нового лидера логично было искать в структуре ДУМ РТ, так как по данным Совета по делам религий на декабрь 1997 г. из 769 мусульманских приходов Татарстана 599 принадлежали ДУМ РТ, 60 - ЦДУМ и 110 числились независимыми (часть из них на самом деле также входили в ЦДУМ) - видимо эти данные включают также и приходы, еще не прошедшие регистрацию (зарегистрированных приходов на конец 1997 г. в Татарстане было 695[25]).

14 февраля 1998 г. по инициативе Шаймиева в Казани прошел Объединительный съезд мусульман РТ, который открыл также президент РТ. Делегаты, с которыми предварительно проведена разъяснительная работа местной администрацией и которые были доставлены в Казань на государственных автобусах, в подавляющем большинстве проголосовали за Гусмана Исхакова, который получил 430 из 690 голосов (всего приехало на съезд 718 делегатов, а должны были приехать не менее 762). Габдулла Галиуллин набрал 111 голосов, Фарид Салман - 53, Мансур Залялетдинов (мухтасиб Казани, ДУМ РТ) - 35, Камиль Бикчентаев (ЦДУМ) - 34, Габдельхамид Зиннатуллин - 27.

4 марта 1998 г. Минюст Татарстана в соответствие с новым "Законом о свободе совести и религиозных объединениях РФ" зарегистрировал ДУМ РТ во главе с Исхаковым, юридически лишив Галиуллина статуса муфтия и главы ДУМ РТ. 18 марта на первом пленуме нового ДУМ РТ муфтии Фарид Салман и Габдулла Галиуллин объявили о передаче всех имущественных и неимущественных прав своих духовных управлений объединенному управлению Исхакова: Габдулла-хазрат избран председателем Совета улемов, а Фарид-хазрат возглавил Комиссию по изданию религиозной литературы объединенного ДУМ РТ. "Они признали меня муфтием, сдали печати, уставы, а через год вышли из ДУМ РТ, но уже без печатей и без уставов" - с иронией вспоминает Гусман-хазрат. Сразу после выхода Галиуллина и Салмана был разработан новый закон РТ "О свободе совести и о религиозных объединениях", подписанный Минтимером Шаймиевым 21 июля 1999 г. Пункт 5 статьи 10 этого закона гласит: "Мусульманские религиозные организации в РТ представляются и управляются одной централизованной религиозной организацией - ДУМ РТ". В соответствии с этим законом Татарстана все мечети республики добровольно или принудительно были перерегистрированы в составе ДУМ РТ Гусмана Исхакова: обычно глава района просто брал документы у местного муллы и передавал их в Казань на перерегистрацию. Если до принятия этого закона депутат Госсовета РТ Фанавиль Шаймарданов смог зарегистрировать ДУМ-ханафитов с 4 приходами в Набережных Челнах, то после закона ни один мусульманский приход не был перерегистрирован или зарегистрирован вновь не в составе ДУМ РТ. В итоге все мусульманские приходы, кроме этих четырех входят сейчас в ДУМ РТ Исхакова. Председатель Совета по делам религии при Кабмине РТ Ринат Набиев в феврале 2000 г. отмечал, что именно "ст. 10 в п. 5 способствовала стабилизации ситуации в мусульманских организациях, обеспечивая возможности для реализации защиты прав на свободу совести". По мнению Салмана, такая статья должна быть "не в законе о свободе совести, а в законе о рабстве". Фарит Салман обращался сначала в местные суды, а когда не нашел у них понимания - в Конституционный суд России, который в июле 2001 г. отменил этот и еще ряд пунктов татарстанского закона как не соответствующие Конституции РФ. Однако это не помогло Салману зарегистрировать в Татарстане филиал ЦДУМ, напротив, его противостояние с ДУМ РТ закончилось 19 октября 2001 г. принудительным отъемом мечети "Булгар" у Фарида Салмана, который после этого вынужден был уехать сначала в Москву, а в сентябре 2002 г. получил назначение от Таджуддина в Ямало-Ненецкий округ.

Другой оппонент Исхакова - Габдулла Галиуллин (впрочем, женатый на родной сестре Исхакова) - помирился с Гусман-хазратом в начале 2002 г. и на II съезде мусульман РТ 2 февраля 2002 г. сидел в президиуме и голосовал за Исхакова. Голосование съезде 2 февраля 2002 г. вообще довольно примечательно: в отличие от 1998 г., оно не было тайным и весь зал (из 625 избранных делегатов в съезде участвовало 578) дружно поднял руки "за" Исхакова; на вопрос, кто против и кто воздержался, не было обнаружено ни одной руки; после этого объявлено: "Гусман-хазрат избран единогласно" и альтернативные кандидатуры Хариса Салихжана и Камиля Бикчентаева (сами они видимо в голосовании не участвовали) на голосование ставить не стали; однако 7 февраля, при повторном просмотре видеозаписи съезда, обнаружено, что один делегат проголосовал "против". Делегаты съезда также избирались довольно своеобразно: по 2 делегата от 3 приходов - первый зам Исхакова Валиулла Якупов объяснил это тем, что в Татарском драматическом театре (где проходил съезд) только 744 места. Возможно и другое объяснение: не послать делегатов могли как раз от той трети приходов, которые в 1998 г. проголосовали "не так".

=================

[11] "Муфтий "подрывал основы исламской веры"". "Независимая газета", 29.10.1992

[12] Рафик Абдрахманов, Эльмира Маврина. Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга, индикатор 27 "Религиозная жизнь".

[13] "Участники чрезвычайного всемусульманского съезда в Уфе признали ДУМЕС единственно законным религиозным органом в регионе". "НЕГА", 11.11.1992

[14] "30 декабря в Уфе Духовному управлению мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ) выданы регистрационные документы". "НЕГА", 30.12.1992

[15] "Религиозные амбиции приводят к расколу мусульманства". PostFactum, 10.12.1992

[16] ИЭГ "Панорама". База данных "Лабиринт": "Ислам в России. Европейская часть России и Сибирь"

[17] "Презентация нового духовного управления мусульман". РИА "Новости", 22.03.1994

[18] "Один из мусульманских лидеров России обвиняет муфтия Московской соборной мечети в узурпации власти". "Интерфакс", 26.05.1995

[19] "Лидер блока "Межнациональный союз" Микитаев обещает укрепить права верующих и нацменьшинств". "Интерфакс", 25.11.1995

[20] "Союз мусульман России призвал своих сторонников поддержать НДР". "Партинформ", 21.12.1995

[21] "Мусульманам бывшего СССР необходимо создать совет - шуру, утверждает шейх Гайнутдин". "Интерфакс", 01.04.1993

[22] "О поддержке Бориса Ельцина во втором туре президентских выборов заявили духовные лидеры мусульман России". ИТАР-ТАСС, 01.07.1996, 15-17

[23] "Один из главных праздников ислама - Ураза-Байрам - отмечают мусульмане России". ИТАР-ТАСС, 29.01.1998

[24] "Имамы породят казанского Папу, если власть окажется хорошей повитухой". "Казанское время", №25, 12.02.1998

[25] Рафик Абдрахманов, Эльмира Маврина. Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга. Москва, 1999, стр. 85-87.

Ссылки на данную статью [1]