Роман Лункин: «Патриотизм должен быть подкреплен чьей-нибудь "кровью"»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал для Центра «Сова» обращение члена Общественной палаты РФ Юлии Зимовой в прокуратуру с просьбой проверить деятельность Международного общества сознания Кришны.


Подозрения и преследования Общества сознания Кришны не имеют под собой никакой почвы и совершенно бессмысленны. Однако, к сожалению, довольно часто бывает, что политики и общественные деятели полагают, что патриотизм должен быть подкреплен чьей-нибудь «кровью». Так полагает и член комиссии по поддержке семьи и материнства Общественной палаты (ОП) РФ Юлия Зимова, по сути, обвинившая религиозное объединение в самых разных преступлениях, которые ОСК как организация никогда не призывала совершать. Даже по рассказу самого члена ОП РФ, тема разделения семьи, травли благовониями, вегетарианства и голых танцующих детей возникла лишь в голове отца, который находится в разводе и в явном конфликте со своей бывшей женой. Ведь у нее остались жить дети от их брака. Вместо того, чтобы обратиться к органам опеки, причем проверить и информацию отца, и то, как живут дети, Юлия Зимова выбрала самый легкий путь: обвинить религиозное движение. Хотя РПЦ никто не обвиняет, когда забирают детей из формально православных семей.

Путь разжигания межрелигиозной розни и вражды выбрали и СМИ, опубликовавшие заявление члена ОП РФ и комментарий сектоборца Дворкина по поводу деятельности ОСК. Оскорбительные заявления в адрес ОСК появились, по крайней мере, в газете «Известия», а также в прямом эфире радио «Вести ФМ». Дворкин не стеснялся в выражениях, обвиняя официально признанное в России движение в самых разных страшных преступлениях, которые российские индуисты, основываясь на своем вероучении, в принципе не могли бы совершить (в Индии-то есть разные индуисты-фундаменталисты, которые, как и в России, громят выставки художников и т.д.).

Для Дворкина оскорбление религиозных чувств верующих и разжигание вражды в отношении ОСК стало еще и местью за его позор в 2011-2012 годах. Тогда Дворкин и его коллеги хотели запретить священную книгу «Бхагавад-гита», признав ее экстремистской. Но российские индологи, историки, религиоведы и правительство Индии выступили против православных шарлатанов - последователей Дворкина и против него самого. Запрет книги удалось предотвратить.

Как и в 1980-е годы, на излете советской эпохи, кришнаиты стали легкой добычей для тех, кто доказывает свою верность даже не государству и Родине, а некоей «власти силы». Довольно страшно, что все может вернуться на круги своя так вдруг. Общины ОСК появились в России после посещения Свами Прабхупадой Москвы в июне 1971 года. В 1980-е годы результатом работы спецгруппы КГБ стало то, что более 50 вайшнавов были заключены в тюрьмы и психиатрические больницы по сфабрикованным обвинениям. Многие нынешние руководители ОСК (например, Сергей Зуев) знают, что такое тюремное заключение. В 1989 году все осужденные вайшнавы-кришнаиты были реабилитированы.

Но потрепанное и не так быстро катящееся «красное колесо» возвращается, не щадя верующих.