Алексей Муравьев: «Это подмена, при которой светское пространство пытаются втиснуть в узкие рамки церковных задач»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Историк христианства, руководитель Ближневосточной секции Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Муравьев прокомментировал для Центра «Сова» создание диссертационного совета по теологии.

 

Разговоры о создании диссертационного совета по теологии велись довольно давно, где-то с начала 2000-х годов, когда стали активно предприниматься попытки ввести в школе что-то вроде Закона Божия, так что это старая история, связанная с идеей возрождения православия. Это была целая серия проектов, которые подразумевали, что возвращение к элементам религиозного общества то ли спасет Россию, то ли выведет ее на какие-то новые рельсы. В общем, идея спасения ельцинского режима через его православизацию. Все это выглядит довольно анахронично.

Если честно, я не очень понимаю, кто бенефициар этого начинания. Можно предположить, что выпускники духовных школ, которые начинают получать светские степени и аккредитации. Те выпускники, которые, очевидно, или не хотят работать в церкви, или не могут найти там работу. Второй вариант — люди, которые хотят заниматься богословием, но не принадлежат к церковным учебным заведениям, и им такой диссовет дает возможность легализовать свои устремления. То есть тут просматриваются две проблемы: проблема статуса и проблема выхода из системы. Теологи, обретающиеся в светском пространстве, хотят быть такими же кандидатами и докторами наук, как биологи и физики, скажем. Статус церковных учебных заведений у нас довольно низкий, это замкнутая в себе система, по сути субкультурная, и люди хотят иметь какой-то приличный вид. Нужно, однако, заметить, что светская вузовская теология, все эти бакалавриаты и магистратуры, не получила широкого распространения, не очень-то идут абитуриенты на эти направления. В Москве есть Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, в Санкт-Петербурге — Русская христианская гуманитарная академия — а что еще? Пожалуй, кроме этих двух учебных заведений, ничего и не назовешь, я, по крайней мере, других не вижу.

Кроме того, мы, как всегда, идем в противоположную сторону от мировых трендов. В Европе и Америке теология первоначально была частью университетского куррикулума, а потом ее оттуда выводили. Моя академическая деятельность во многом связана не только с МГУ и Высшей школой экономики, но и с Принстонским университетом. Принстон был одним из первых университетов, в котором теологию вывели за пределы университета — создали теологическую семинарию. У нас вообще очень несовременная система присуждения степеней, при которой существует ВАК, штампующий эти степени. Мы видим, что с этим связана масса проблем — «Диссернет» нам теперь регулярно об этом рассказывает. Хотя и у нас, в самом начале правления Дмитрия Медведева, делались попытки реформировать систему: провозгласили, что ВАК будет упразднен и будут созданы научные советы при университетах, которые станут присваивать степени. Для внешнего мира степень определенного учебного заведения является строчкой в рейтинге: если у тебя степень МГУ и ты претендуешь на какое-то рабочее место, а вместе с тобой претендует человек со степенью университета города Васюки, то твоя степень котируется выше, чем его. А если известно, что в его университете степень дают за деньги, то она не будет котироваться вообще никак. У нас же есть замшелая централизованная структура ВАК, которой можно приказать — давайте завтра организуйте совет по озеленению Луны, и будет совет по озеленению Луны.

Вообще если говорить с точки зрения конструкции нашей культуры, то теология, или богословие, не занимает в ней того места, которое она занимает на Западе. У нас по сути нет традиции богословия. На Западе теология оформляла переход религиозного дискурса из сферы проповеди в сферу интеллектуальной рефлексии. Это началось с периода поздней античности и окончательно закрепилось в Средневековье. А у нас, по сути говоря, религиозное так и не вышло за пределы проповеди. В духовных семинариях и академиях были попытки следовать западному курсу, но это было немножко вымученно и не сложилось в серьезный тренд. У нас есть история религии, история патристики, но назвать это теологией в полном смысле слова нельзя.

У теологии, как правило, апологетические или полемические задачи, на которые отвечают методами философии. Она решает не научные задачи — это не исследование, где есть гипотеза и выводы, — а гораздо более узкие: опровергнуть аргументы какого-то еретика или доказать в полемике с кем-то какое-то богословское положение. То есть задачи религиозные, а не научные. Есть еще одна проблема — проблема субъекта и объекта. Скажем, в биологии, для того чтобы изучать живые организмы, нужно иметь некую абсолютную точку, эволюционное учение или клеточную теорию, которая дает вам возможность абстрагироваться от уровня рассуждений живого организма и его задач. Для того же существует наука религиоведение, которая абстрагируется от религиозных задач, чтобы рассуждать о религиозных феноменах. Религиоведение не ставит задачи изучать религиозный мир изнутри, оно ставит задачу сделать из него объект и изучать.

А теология формулирует религиозные задачи как задачи внутренние, и решает их как внутренние. Поэтому, строго говоря, естественное ее место в церковных учебных заведениях. На Западе сейчас бывает, что какая-то церковь, англиканская, или пресвитерианская, или католическая, ставит в своих учебных заведениях религиоведческие задачи, или ставит задачи теологические, но при этом пользуется языком религиоведения, — тогда религиоведение перетекает в теологию и наоборот. Здесь главный вопрос в том, для чего это делается, кто заказчик: церкви это нужно — на своем поле, пожалуйста. Но у нас некоторые религиозные деятели говорят: отмените религиоведение, потому что это атеизм, а вместо него сделаем теологию. Кое-кто называет это обскурантизмом или клерикализацией, но, на мой взгляд, это неправильные слова — это просто подмена, при которой светское пространство пытаются втиснуть в узкие рамки церковных задач. Это не работало, и работать не будет.