Н. Митрохин – о создании Союза православных военно-патриотических и спортивных организаций

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Историк, ассоциированный научный сотрудник Исследовательского центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин прокомментировал для Центра «Сова» сообщение о создании Союза православных военно-патриотических и спортивных организаций.

Под общей оберткой, конечно, может быть все, что угодно, но скорее всего новообразованный союз все-таки не аналог «Сорока сороков», а что-то более системное. Клуб «Пересвет», главный организатор этой ассоциации, существует уже 15 лет и сидит в Троице-Сергиевой лавре. Зачем, спрашивается, лавре такой клуб? Вопрос имеет несколько сторон. Во-первых, можно говорить о социальной ответственности: клуб собирает мальчиков из проблемных семей и приобщает их к какому-то занятию, чтобы они не шатались по улицам и не расписывали стены монастыря всякой похабщиной, — лучше пусть отжимаются и занимаются кикбоксингом. Одновременно мальчики могут быть использованы как защитная сила против других плохих мальчиков, которым вдруг все-таки захочется расписать стены монастыря. Далее в монастыре есть своя служба охраны, которая тоже из кого-то комплектуется. И наконец, когда несовершеннолетние подростки на постоянной основе находятся при монастыре, встает вопрос об их возможной сексуальной эксплуатации — это тоже реалии нынешнего православия.

Единственное, о чем мы можем говорить с определенностью, это о том, что председателем попечительского совета учебного центра «Пересвет» является Олег Лисов — бывший боец Софринской бригады внутренних войск, которая расположена рядом, и центр тесно связан с этой бригадой. Тот же Лисов 11 лет проработал в компании «Итера», занимавшейся экспортом газа из Туркменистана в Украину. Так что несколько лет она была партнером Газпрома. Председателем «Итеры» был, скажем так, известный спортсмен из Казани, которого подозревали в связях с солнцевской группировкой, а также другими криминальными структурами. Видимо, Олег Лисов работал у него в охране, а сейчас возглавил попечительский совет центра «Пересвет» и является советником главы Сергиево-Посадского района. Одновременно он связан с Фондом содействия развитию правоохранительных органов, структурой, которая создавалась когда-то под эгидой Путина, из бывших отставников и с целью собирать деньги на всякие социальные программы, рассчитанные на военнослужащих.

То есть это классический российский клубок, где воедино собраны интересы спецслужб, криминализованного или подозреваемого в связях с криминалом бизнеса, церкви — и все это подается в патриотической обертке. Именно это я имею в виду, когда говорю, что это системный случай. Для церкви это довольно стандартная ситуация. Насколько организациям, вошедшим в союз, свойственно уклонение в более жесткую русско-националистическую риторику или в неонацистскую практику — в этом нужно разбираться отдельно, это тема для специального исследования.

Это не первое объединение такого рода — они появляются приблизительно раз в два года. Как мне представляется, обычно они создаются под какой-то конкретный государственный грант, иногда под ожидание гранта. Когда время гранта истекает, активность, за которой можно следить на сайтах таких организаций, замирает. Когда же деньги есть — а у Троице-Сергиевой лавры они есть, они могут и за свой счет что-то проводить, — члены организаций ездят друг к другу, общаются, устраивают соревнования.

Насколько они общественно опасны? Это зависит и от установок учителей, и от конкретных ситуаций, где они могут проявить свою агрессию. В принципе приучить мальчика из неблагополучной семьи регулярно ходить на тренировки — благое дело. Если из него получится профессиональный солдат или полицейский, тоже неплохо, но нередко из таких секций выходят бандиты или нацистские отморозки. Поэтому это та сфера, где необходим и полицейский пригляд, и общественный контроль.