На основании возбужденных дел по Закону Яровой складывается впечатление, что верующим нельзя появляться на публике с религиозными высказываниями. Помимо этого, оказывается, что правоохранительные органы специально отслеживают «нарушения законодательства о свободе совести» после вступления новых поправок в Закон о свободе совести в силу 20 июля. Размах применения особых мер к верующим поражает – Черкесск, Орел, Тверь, Ноябрьск. В Марий Эл власти продолжили линию на преследование отдельных религиозных групп.
30 июля 2016 года в деревне Мари-Шолнер Мари-Турекского района Республики Марий Эл проводился обычный деревенский праздник. Староста деревни пригласил на праздник своего знакомого – лидера религиозной группы христиан веры евангельской (пятидесятников) Александра Якимова. Дело в том, что и раньше на народном празднике выступали представители этой группы, ранее называвшейся «Новое поколение» (часть харизматического движения, основанного рижским пастором Алексеем Ледяевым). Члены группы устраивали что-то вроде импровизированного концерта. В данном случае 30 июля на сцене повесили старый баннер «С праздником, моя деревня», на котором имелась надпись «Новое поколение». Александр Якимов вышел на сцену, произнес несколько теплых слов и призвал благословение Божие на всех жителей Мари-Шолнер.
Видимо, именно благословение стало поводом для дальнейших действий правоохранительных органов. 5 августа 2016 года прокуратура возбудила в отношении руководителя религиозной группы христиан веры евангельской Александра Якимова дело по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).
Прокурор Мари-Турекского района Н.В. Бахтин странным образом посчитал, что баннер с надписью «Новое поколение» и благословение являются признаками миссионерской деятельности. Кроме того, в постановлении о возбуждении административного дела указано, что религиозная и миссионерская деятельность проводилась на муниципальной территории (жилой дом), что не входит в перечень разрешенных мест для проповеди. Отмечается, что во время праздника Якимов не представился от имени религиозной организации и не сообщил о наличии у него полномочий на миссионерскую деятельность.
Из постановления от 5 августа также следует, что по каким-то неизвестным причинам правоохранительные органы задокументировали деятельность именно этой группы Якимова. Съемку во время деревенского праздника проводили и сотрудники полиции, и сотрудники УФСБ по республике Марий Эл. Более того, к 5 августа уже была готова «социально-философская экспертиза» опять же неизвестного эксперта под номером 1. Эксперт отмечает, что на видеоматериалах присутствует атрибутика «Церкви Новое поколение», которая якобы «квалифицируется в научной литературе как неопятидесятническая». Слова, произнесенные Якимовым, считаются «проповедью и молитвой».
Прокурор особенно подчеркивает, что проповедь и молитва произнесены осознано и намерено в присутствии несовершеннолетних. Такого рода слова, безусловно, придают криминальный оттенок «проповеди и молитве». Дело возбуждено по ч.4 ст.5.26 КоАП РФ. Однако Александр Якимов выразил несогласие с постановлением и от своей подписи под ним отказался.
По словам Александра Якимова, он прекрасно видел, что полиция следит за происходящим и даже производит съемку во время праздника. Якимов поздравил всех с днем деревни, благословил старосту за его работу и всех жителей деревни. На этом «проповедь и молитва» были закончены.
Несправедливость постановления прокурора для Якимова, уроженца Марий Эл, очевидна. И не только потому, что группа христиан веры евангельской желала жителям только добра (да и сама группа состоит из жителей деревень).
Еще в марте 2016 года христиане уведомили органы юстиции о существовании своей религиозной группы во главе со своим руководителем Александром Якимовым. Это значит, что религиозная группа не скрывалась, а существовала официально. Помимо этого, Якимов имел полномочия в качестве лидера группы, который, естественно, занимается миссионерством в рамках закона.
В данном случае прокуратура Мари-Турекского района нарушил положения Закона о свободе совести, касающиеся миссионерской деятельности. Как отмечает адвокат, эксперт Центра «Сова» Инна Загребина, представляющая интересы пастора в этом деле, прежде всего, из постановления не следует, что был доказан факт вовлечения в религиозную группу новых последователей. Кроме того, нет указания на то, что лидер группы Якимов излагал вероучение своей общины, что и является частью определения миссионерской деятельности в Законе. Просто наличие атрибутики церкви или надписи «новое поколение» никак нельзя считать миссионерством. С учетом того, что руководитель религиозной группы или объединения может заниматься религиозной деятельностью от имени своей общины, претензии к марийцу Якимову безосновательны.
В данном деле настораживает также то, что любое действие, исходящее от представителей неправославной христианской группы трактуется как миссионерская деятельность. Полиция и сотрудники УФСБ тратят свое личное и служебное время на то, чтобы оштрафовать пастора общины за добрые пожелания местным жителям. И находят эксперта, который фактически подтверждает, что во время праздника действовала «секта». В связи с этим можно ожидать, что тандем православных «борцов с сектами» и спецслужб привнесет много нового в антимиссионерские дела по Закону Яровой.