Чиновники против миссии. Церковь адвентистов привлекли за попытку провести религиозное просвещение в администрации

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал для Центра «Сова» дело в отношении лидера церкви АСД в Бийске, обвиненного в незаконном миссионерстве из-за передачи комплекта книг в дар районной администрации.

 

Теперь всё, что связано с религиозными организациями, становится объектом исследования на предмет миссионерской деятельности. Удивительный случай произошел в Республике Алтай. В июле и в августе 2016 года Церковь адвентистов седьмого дня города Бийска Алтайского края проводила акцию по религиозному и правовому просвещению, как на территории края, так и в соседней Республике Алтай. Церковь официально от своего имени с сообщением всех данных о себе раздавала комплект книг в рамках программы духовно-нравственного возрождения. В комплект входил сборник о свободе совести и религиозная литература адвентистов по поводу духовной истории человечества и правил счастливой жизни. Когда адвентисты с книгами захотели познакомиться с администрацией Майминского района, то чиновники заявили о незаконной миссионерской деятельности церкви.

9 августа 2016 года сотрудники администрации Майминского района пожаловались в Комитет по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай. Хотя само «правонарушение» было совершено еще 13 июля 2016 года. 22 августа 2016 года был составлен протокол об административном правонарушении по самой популярной в связи с Законом Яровой ч.4 ст. 5.26 КоАП РФ – осуществление миссионерской деятельности с нарушением законодательства о свободе совести.

Неизвестно, читали ли в администрации и в управлении Минюста РФ по Алтайскому краю рекомендации правозащитников по применению закону Яровой в части миссионерства (а протокол был составлен начальником отдела по делам НКО Управления Минюста), однако совершенно очевидно, что против религиозной организации были грамотно использованы пять признаков миссионерской деятельности в смысле новых изменений в закон о свободе совести. В протоколе говорится, что это была деятельность объединения, были уполномоченные лица, все делалось публично с сопроводительным письмом, книги распространялись среди не членов церкви. Более того, присутствовала фактически и цель – вовлечение последователей, так как в брошюре «10 правил счастливой жизни» содержалось приглашение к изучению Библии с указанием адреса. Кроме того, сотрудников администрации, видимо, испугала серия книг "Конфликт веков" ("Христос надежда мира" (Желание веков); "Великая борьба"; "Патриархи и пророки"; Пророки и цари"; "Деяние апостолов"; "Библейские чтения в кругу семьи") плюс диск.

Нарушением законодательства, как указано в протоколе, стало только место действия – Республика Алтай, поскольку церковь зарегистрирована в Алтайском крае, а также администрация муниципального образования. По мнению властей Республики Алтай и Управления Минюста, был нарушен и п. 2 ст. 24.1 закона «О свободе совести и религиозных объединениях», где перечисляется список мест, где можно заниматься миссионерской деятельностью. Государственное учреждение в этом списке не значится.

Председатель Совета Церкви Владимир Кнауб попытался оспорить протокол, ссылаясь на п. 3 ст. 18 закона о свободе совести, согласно которому государство содействует культурно-просветительским программам религиозных объединений. Кроме того, еще в самом протоколе Кнауб отмечал, что никакой цели вовлечения в деятельность религиозного объединения не ставилось. Литература распространялась бесплатно, в том числе для того, чтобы районные администрации имели представление о том, что такое Церковь адвентистов седьмого дня. Верующие подчеркивают, что не ожидали от чиновников, с которыми хотели познакомиться, такой реакции и злого умысла не имели.

«К сожалению, у нас законы так часто и быстро принимаются в государстве, что мы не успеваем их отследить и адаптировать к практике служения. Совершая служение в обществе, не понимаем до конца, как это делать… даже не всегда государственные службы способны их понять», - сказал Кнауб.

Как отмечает адвокат Инна Загребина, претензии сотрудников администрации противоречат здравому смыслу. Представители власти должны поддерживать добрые отношения с религиозными объединениями, которые действуют в регионе, в том числе могут знакомиться с религиозной литературой. Алтайские адвентисты в качестве жеста доброй воли сами принесли комплект книг чиновникам, но те испугались, что в какую-либо веру могут обратиться бухгалтер или юрист администрации, если увидят книги верующих. В результате такого страха возникло дело об административном правонарушении. Согласно составленному протоколу фактически верующие не должны приближаться к государственным учреждениям, им нельзя ходить и знакомиться с чиновниками, особенно, если они несут с собой свою вероучительную литературу. Иначе на них тут же в кабинете составят протокол и могут оштрафовать на сумму до 50 тысяч рублей. Против верующих используют их же оружие, хотя ранее считалось, что пять признаков миссионерской деятельности должны спасти верующих и церкви от штрафов.

По словам Инны Загребиной, представители власти необоснованно обвинили верующих в том, что они нарушили Закон о свободе совести. Представители религиозного объединения, граждане России, могут исповедовать свои убеждения и распространять их на всей территории России, независимо от того, где располагается их община. Кроме того, назвать подарок в виде комплекта книг миссионерской деятельностью трудно – никто не раскладывал их в холле администрации, не произносил речей и проповедей. У адвентистов не было миссионерского мотива. Было желание познакомиться и предложить литературу в рамках чисто просветительской программы.

На практике сотрудники администрации района и Республики Алтай смогли сами, без помощи юристов, выявить основные признаки миссионерской деятельности. Однако применение этих пяти признаков оказалось также обвинительным в отношении объединения, в данном случае Церкви адвентистов седьмого дня. Антимиссионерский закон Яровой, таким образом, стал обоюдоострым оружием – любое его понимание может привести к значительному штрафу.