Язык Вражды в предвыборной агитации и вне ее. Мониторинг прессы: сентябрь 2003 - март 2004 г.

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Галина Кожевникова
Под. ред. А. Верховского


Наше исследование - продолжение предыдущего этапа, проводившегося в октябре 2001 - апреле 2002 гг., и "промежуточного" мониторинга федеральных СМИ, охватывавшего период четырех месяцев после захвата заложников в театральном центре на Дубровке в Москве. Напомним, что первый этап мониторинга проводился Центром "Панорама" (федеральные СМИ) и Московской Хельсинкской группой (региональные СМИ). Его результаты обобщены в книге "Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ", М., 2002. "Промежуточный" мониторинг проводился Центром "СОВА", и его результаты представлены на нашем сайте.

Наша работа проходила в условиях парламентской и президентской избирательных кампаний, что и обусловило особенности нынешнего отчета. Он делится на три части.

Первую составляет так называемый стандартный мониторинг, то есть мониторинг, направленный, как и прежде, на выявление и классификацию Языка Вражды. Он проводился в сентябре-декабре 2003 г. по ограниченному кругу изданий в Москве и в пяти регионах России на основе выработанной на предыдущих этапах методологии.

Вторая часть - специальное исследование по парламентской кампании, начиная также с сентября 2003 г. В нем нас в первую очередь интересовало использование Языка Вражды участниками агитационной кампании. Кроме того, оно включало гораздо более широкий круг источников (74 издания). Были разработаны дополнительные классификаторы, позволяющие нам более полно отразить специфику Языка Вражды, использованного в парламентской агитационной кампании, и выявить его партийно-идеологическую направленность и принадлежность.

Третья часть - обзор СМИ вне формальных рамок этого исследования. Этот обзор естественным образом разделяется на периоды парламентской и президентской кампаний.

Кроме того, на всех этапах нас особо интересовало отношение самих журналистов к Языку Вражды как конкретным проявлениям и как к проблеме в целом. Этому посвящены отдельные главки об обсуждении Языка Вражды, но не только.

Особенностью нынешнего этапа проекта является то, что мы отказались от прежней практики умолчания об авторах Языка Вражды. Как в ленте значительных проявлений Языка Вражды указываются авторы, так в предлагаемом отчете впервые включен "рейтинг" изданий.

Полный текст отчета можно скачать в формате Word (упакован WinZip).

Полный текст книги также выложен по главам на сайте "Права человека в России".

В качестве краткого резюме исследования можно ознакомиться с докладом Г. Кожевниковой.

Для сведения здесь приводится только сокращенное Содержание отчета:

ВВЕДЕНИЕ
СТАНДАРТНЫЙ МОНИТОРИНГ
Изменения в методологии

Виды Языка Вражды
Объекты Языка Вражды
Другие рубрикаторы
Анализ результатов
1. Общие таблицы
2. Издания
3. Персонажи
4. Виды Языка Вражды
5. Объекты
6. Обобщенная таблица "Вид-Объект"
7. Динамика по месяцам
8. Обобщенные таблицы "Вид-Объект"
СПЕЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПАРЛАМЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ
Общие замечания по методологии
Источники
1. Общее количество
2. Вид Языка Вражды
3. Объект Языка Вражды
4. Таблица "Вид-объект"
5. Персонажи

5.1.Политическая ориентация персонажа Языка Вражды
5.2.Ориентация политического объекта Языка Вражды
6. Таблица "Ориентация персонажа - объект"
7. Таблица "Ориентация персонажа Языка Вражды/Вид Языка Вражды"
8. Таблица "Ориентация персонажа Языка Вражды/Ориентация объекта Языка Вражды"
ПАРЛАМЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ ВНЕ РАМОК МОНИТОРИНГА
Партийная агитация

ЛДПР
КПРФ
Блок "Родина"
Единая Россия
Другие партии
Обсуждение предвыборного Языка Вражды
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ
Кандидаты

Олег Малышкин и ЛДПР
Николай Харитонов и КПРФ
Сергей Глазьев
Другие проявления Языка Вражды
Обсуждение Языка Вражды, используемого во время президентской кампании

Ссылки на данную статью [17]