Суд приостановил деятельность организации, которую возглавлял обвиняемый по ст. 280 и 282 УК Валерий Большаков.
25 апреля 2018 года Севастопольский городской суд удовлетворил исковое заявление территориального управления Минюста о приостановлении деятельности севастопольского регионального отделения партии "Российский объединенный трудовой фронт" (РОТ ФРОНТ) на три месяца.
Причиной этого решения, по имеющейся информации, послужило уголовное преследование секретаря севастопольского отделения партии Валерия Большакова по ст. 280 и 282 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности; возбуждение ненависти к социальной группе "терское казачество") за размещение материалов в соцсети и проведение одиночного пикета.
Согласно российскому законодательству, исковое заявление о приостановлении деятельности отделения политической партии могло быть направлено в суд только том случае, если ранее ему направлялось предупреждение, но указанные в нем нарушения не были устранены в срок, а само предупреждение не было обжаловано. К сожалению, нам неизвестно, какие конкретно нарушения выявили в деятельности севастопольского отделения РОТ ФРОНТа.
Отметим, что по постановлению пленума Верховного суда № 64 ответственность за нарушение антиэкстремистского законодательства членом объединения граждан не может быть возложена на само это объединение, если установлено, что он действовал от своего лица (а не от лица организации и не в ее интересах), а объединение публично заявило о своем несогласии с его высказываниями или действиями. Вероятно, претензии органов власти вызваны именно тем, что севастопольское отделение РОТ ФРОНТа не дистанцировалось от заявлений своего секретаря.
С высказываниями Большакова, также руководящего Союзом рабочих Севастополя, за которые его преследуют, мы не знакомы. Однако мы должны подчеркнуть, что включенная в обвинительное заключение формулировка о "стойком неприязненном и нетерпимом отношении к представителям власти", с которым он проводил пикет, не относится к признакам экстремистской деятельности в том виде, в котором они описаны в соответствующем федеральном законе. Кроме того, возбуждение политической и идеологической ненависти не подпадает под состав ст. 282 УК, а терское казачество, с нашей точки зрения, не образует уязвимой социальной группы, нуждающейся в защите в виде антиэкстремистских статей УК. Мы также убеждены, что неясное понятие социальной группы вообще должно быть исключено из состава соответствующих статей УК.