Новости по теме

Уголовное преследование Валерия Большакова по ст. 282 УК прекращено

Обвинение по ст. 282 УК снято с севастопольского активиста в связи с ее частичной декриминализацией.


21 февраля 2019 года Нахимовский районный суд Севастополя прекратил уголовное дело и уголовное преследование председателя Союза рабочих Севастополя, секретаря севастопольского отделения партии "Российский объединенный трудовой фронт" (РОТ ФРОНТ) по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти к социальной группе) в связи с частичной декриминализацией этой уголовно-правовой нормы. Рассмотрение дела в части обвинений в публичных призывах к экстремистской деятельности, в том числе с использованием интернета (чч. 1 и 2 ст. 280 УК) будет продолжено. Об этом сообщил руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков со ссылкой на адвоката Алексея Ладина.

Обвинение по ст. 282 УК, сформулированное следствием в ноябре 2017 года, было связано с негативными оценками "социальной группы «терское казачество»", которые допустил Большаков в публикациях в соцсети "ВКонтакте" в 2015–2017 гг. В публикациях, сочло следствие, также содержались призывы к свержению "путинского «режима»" и установлению "диктатуры пролетариата". Кроме того, Большакову вменили в вину проведение одиночного пикета "с плакатом с призывами к устранению существующей власти", который он проводил, проникшись "стойким неприязненным и нетерпимым отношением представителям власти".

В карточке дела на сайте суда также отмечено, что Большакова обвиняют и по ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы к нарушению территориальной целостности России в интернете). О возбуждении дела в отношении Большакова по этой статье сообщалось в феврале 2018 года. Рассмотрение дела началось в июле 2018 года. 

Мы выступали против преследования Большакова по ст. 282 УК, поскольку возбуждение политической и идеологической ненависти не подпадало и не подпадает под ее состав, а терское казачество не образует уязвимой социальной группы, нуждающейся в защите в виде антиэкстремистских статей УК. Мы также убеждены, что неясное понятие социальной группы вообще должно быть исключено из состава соответствующих статей УК.

Что касается других обвинений, то мы не имели возможности ознакомиться с высказываниями Большакова и не знаем, содержались ли в них представляюшие общественную опасность и заслуживающие уголовного преследования призывы к насильственному свержению власти. Однако хотелось бы отметить, что "стойкое неприязненное и нетерпимое отношение к представителям власти" не относится к признакам экстремистской деятельности в том виде, в котором они описаны в соответствующем федеральном законе. Мы не знаем, действительно ли было предъявлено Большакову обвинение по ст. 280.1 УК, но считаем его неправомерным, если речь идет о мирных критических высказываниях на тему присоединения Крыма к России, поскольку, на наш взгляд, жители полуострова имеют право открыто выражать свое мнение по этому поводу. 

Ссылки на данную статью [6]