26 апреля 2019 года в отношении активистки из Архангельска Елены Калининой был составлен протокол по ч. 10 ст. 13.15 КоАП о злоупотреблении свободой массовой информации. Это первый известный нам случай применения нового закона, запрещающего распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, утвержденного в марте 2019 года.
Поводом послужило сообщение Калининой на ее странице во "ВКонтакте" о запланированном проведении антимусорного шествия по Троицкому проспекту в Архангельске 7 апреля 2019 года. Полиция сочла, что поскольку Калинина сообщала о мероприятиях 7 апреля, зная, что они не согласованы с местными властями, "а значит не могут быть проведены по заявленному маршруту и адресу", она распространила заведомо недостоверную информацию общественного значения под видом достоверного сообщения. Тот факт, что заявленная несогласованная акция все же состоялась, авторов протокола не смутило. А поскольку они "повлекли за собой массовое нарушение общественного порядка", в ходе мероприятий было заблокировано движение по проезжей части проспекта, а также "созданы помехи объектов функционирования транспортной инфраструктуры", действия Калининой были квалифицированы по ч. 10 ст. 13.15 КоАП (распространение в СМИ и интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи).
На наш взгляд, в данном случае полиция предпринимает попытку применить вместо норм, регулирующих порядок проведения публичных акций, норму о фейковых сообщениях, при том, что сообщение Калининой было вполне достоверным, руководствуясь, очевидно, разницей в размере штрафов, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.2 и ч. 10 ст. 13.15 КоАП. Отметим также, что мы считаем закон о фейковых сообщениях чрезмерной и недостаточно четко сформулированной нормой, грубо вторгающейся в право на свободу слова; применение этого закона, на наш взгляд, способно привести к большому числу злоупотреблений.
В конце мая стало известно, что еще 7 мая Октябрьский районный суд Архангельска вернул протокол, составленный в отношении Калининой, в полицию для устранения недостатков. Судья отметил, что в протоколе не указано, какие именно опубликованные ею слова являются недостоверными, в чем заключается их недостоверность и по каким характеристикам определено, что размещенной информации придан вид достоверной информации. В то же время, указано в определении, само по себе нарушение порядка проведения массовых мероприятий или призыв к такому нарушению не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 13.15 КоАП, если отсутствуют указанные элементы посягательства на свободу массовой информации.