Жителя Рыбинска приговорили к трем с половиной годам лишения свободы.
7 мая 2024 года Ярославский областной суд утвердил приговор стороннику Навального из Рыбинска Сергей Стрекневу по ч. 2 ст. 214 УК (вандализм, совершенный по мотиву политической ненависти) и ч. 2 ст. 282.1 УК (участие в экстремистском сообществе).
22 февраля 2024 года Рыбинский городской суд приговорил Стрекнева к трем с половиной годам колонии общего режима, ограничению свободы на 10 месяцев после освобождения и двухлетнему запрету заниматься общественной, политической, культурно-массовой деятельностью, принимать участие в митингах, акциях, массовых спортивных мероприятиях.
О возбуждении дела в отношении жителя Рыбинска сообщило управление Следственного комитета по Ярославской области 8 июня 2023 года — тогда в пресс-релизе СК говорилось, что его обвиняют по ч. 2 ст. 214 УК и ч. 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации). Фигуранта дела поместили в СИЗО. Позднее обвинение Стрекневу переквалифицировали со ст. 282.2 УК на ст. 282.1 УК.
По версии следствия, с которой согласился суд, 4 июня 2023 года, в день акций в честь дня рождения политика Алексея Навального, житель Рыбинска нанес на общественные здания и сооружения, а также остановки общественного транспорта надписи в поддержку структур Навального — Фонда борьбы с коррупцией и штабов Навального. По информации местных СМИ, среди граффити были лозунг «Свободу политзаключенным» и антивоенная надпись. Судя по видео, надписи были нанесены, в частности, на постамент и шасси самолета Ту-104 на Скомороховой горе в Рыбинске. Сообщалось также, что житель Рыбинска оставил «выражающие явное неуважение к органам власти и обществу» надписи на макете самоходной артиллерийской установки ИСУ-152, однако, возможно, в этом случае речь шла о другом местном жителе.
Напомним, что в июне 2021 года суд признал структуры Алексея Навального и его сторонников — Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) и штабы Навального — экстремистскими организациями (на наш взгляд, без достаточных на то оснований). Так как признание структур Навального экстремистскими, по нашему мнению, было неправомерным, мы считаем необоснованным и преследование сторонников политика по ст. 282.2 УК только на основе их причастности к ликвидированным структурам. Деятельность, которую структуры Навального вели до запрета, в Следственном комитете стали рассматривать как деятельность экстремистского сообщества и квалифицировать по ст. 282.1 УК с сентября 2021 года. На наш взгляд, аргументы, которыми Следственный комитет обосновал предъявленные Навальному и его сторонникам обвинения в создании экстремистского сообщества, также выглядят неубедительно (подробнее об этом см. здесь).
Помимо этого, у нас в целом вызывает сомнения обоснованность преследования за политически мотивированный вандализм. На наш взгляд, в большинстве случаев фактически речь идет об одной из форм политической критики. Проявление политической ненависти само по себе не криминализовано, и мы полагаем, что этот мотив уместно относить к отягчающим обстоятельствам лишь в статьях о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность, а именно в статьях, связанных с применением насилия. К тому же, с нашей точки зрения, в тех случаях, когда имуществу нанесен совсем небольшой ущерб, дела о вандализме следовало бы прекращать за малозначительностью. Для тех случаев, когда нанесен заметный, но все равно не слишком большой материальный ущерб, можно было бы ввести в КоАП статью, аналогичную ст. 7.17 КоАП об уничтожении или повреждении чужого имущества, либо уточнить саму эту статью.