Новости по теме

Ростовский областной суд утвердил приговор пенсионерке по ст. 207.3 и 280 УК

Суд в Шахтах признал Евгению Майбороду виновной по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК и ч. 2 ст. 280 УК и приговорил к пяти с половиной годам лишения свободы. Вышестоящая инстанция утвердила это наказание.

2 мая 2024 года Ростовский областной суд утвердил приговор, который 29 января 2024 года Шахтинский городской суд Ростовской области вынес 72-летней местной жительнице Евгении Майбороде. Суд приговорил ее к пяти с половиной годам колонии общего режима. Пенсионерку признали виновной по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности, размещенные в интернете) и п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК (распространение заведомо ложной информации об использовании российских вооруженных сил и деятельности российских госорганов за рубежом по мотивам политической, идеологической, социальной ненависти).

Гособвинитель во время прений сторон просил назначить подсудимой шесть лет лишения свободы. О том, что против Майбороды было возбуждено уголовное дело, стало известно в октябре 2023 года. Поводом для уголовного преследования послужили две публикации, обнаруженные на странице пенсионерки во «ВКонтакте». Обвинение по ст. 207.3 УК было предъявлено из-за того, что в 2022 году она сделала репост видео о гибели мирных жителей в Мариуполе, сопроводив его собственным текстовым комментарием. 

Дело по ст. 280 УК было связано с роликом под названием «Обычный украинский ребенок» — на видео маленькая девочка с ножом в руках в фуражке с украинской символикой на фоне свастики вскидывает руку в нацистском приветствии со словами «Зиг Хайль» и угрожает убийством «русне» и Путину. Отметим, что изначально видео «Обычный украинский ребенок» было загружено другим пользователем соцсети около семи лет назад, однако Майборода добавила его на свою страницу только в 2022 году. Мы сомневаемся, что публикацию этого видео пенсионеркой уместно расценивать как опасный призыв к насилию против русских и президента России. Возможно, это был ироничный ответ на утверждения российских властей о распространенности нацистской идеологии в украинском обществе или просто эмоциональное высказывание. Поэтому мы не уверены в обоснованности преследования жительницы Шахт по этой статье.

Отметим, что в начале 2023 года Майбороду дважды подвергали административным арестам: сначала на трое суток по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики), а затем на четверо суток по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов). Возможно, первый арест был связан как раз со свастикой из видео «Обычный украинский ребенок». Второй арест Майбороде назначили за картинку с шевроном запрещенного полка «Азов». Тем не менее свидетельств приверженности пенсионерки неонацистской идеологии мы не нашли; вероятно, ее симпатии к «Азову» связаны не с его идеологией, а из-за роли этого подразделения в боях за Мариуполь, получившей широкое освещение в украинских и проукраинских СМИ.

Обвинение, предъявленное Майбороде по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК, мы считаем неправомерным. Напомним, мы выступаем против использования мотива политической ненависти в делах, связанных с клеветой, в том числе в делах о распространении ложной информации об армии России. Проявление политической или идеологической ненависти само по себе не криминализовано, и мы считаем, что этот мотив уместно относить к отягчающим обстоятельствам лишь в статьях о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность, а именно — в статьях о применении насилия. Мы полагаем, что в делах о военных «фейках» мотив политической ненависти используется необоснованно: очевидно, что люди, публикующие информацию о военных действиях в Украине, отличающуюся от официальной, чаще всего идеологически и политически не согласны с курсом властей, то есть в большинстве таких случаев речь идет об одной из форм политической критики.