17 августа 2020 года Верховный суд России признал общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистским.
Мы полагаем, что идеология преступного мира и субкультуры АУЕ ориентирована на противозаконную деятельность и по своей природе несовместима с реализацией конституционных прав граждан. Деятельность по распространению такой идеологии может быть запрещена и криминализована, однако эта идеология не относится к политическим и не направлена на изменение конституционного строя, а потому, с нашей точки зрения, не должна быть предметом антиэкстремистского правового регулирования. Кроме того, у нас нет данных, которые позволяли бы говорить о том, что АУЕ представляет собой не субкультуру, а структурированное движение.
Мы решили отслеживать информацию об уголовных делах, возбужденных в связи с деятельностью АУЕ как экстремистской организации. В этой публикации будет информация о приговорах по таким делам, вынесенным в 2025 году. Известные дела и приговоры о причастности к АУЕ за период с 2020 по 2022 год собраны здесь, за 2023-й — здесь, за 2024-й — здесь. При этом мы не даем оценки обоснованности вмешательства государства в права граждан на выражение мнения и свободу ассоциации, а лишь констатируем, что в борьбе с идеологией АУЕ применение именно антиэкстремистских норм права, на наш взгляд, неуместно. Как правило, фигурантов дел о причастности к АУЕ преследуют по ч. 1 (организация деятельности экстремистской организации), ч. 2 (участие в деятельности экстремистской организации), ч. 1.1 (вовлечение в деятельность экстремистской организации) ст. 282.2 УК и по ч. 1 ст. 282.3 УК (финансирование деятельности экстремистской организации).
- 1 апреля управление ФСБ по Чувашии отчиталось о приговоре 57-летнему иностранцу, находящемуся в республиканской ИК-9, по делу о причастности к АУЕ. Цивильский районный суд Чувашии назначил ему три с половиной года колонии строгого режима и восемь месяцев ограничения свободы по ч. 2 ст. 282.2 УК. По версии следствия, осужденный активно пропагандировал идеологию АУЕ среди других заключенных. Судя по информации на сайте суда, решение по делу огласили 24 февраля.
- 27 марта СУ СК России по Хабаровскому краю сообщило о приговоре троим заключенным. Одного из них осудили по ч. 1 ст. 282.2 УК и приговорили к пяти годам и четырем месяцам лишения свободы с ограничением свободы в год и месяц, а также с двухлетним запретом на руководство общественным организациями и участие в них. Двух других подсудимых признали виновными по ч. 2 ст. 282.2 УК и приговорили к меньшим наказаниям - начиная от двух лет 10 месяцев с полугодовым ограничением свободы. По версии следствия, житель Сахалинской области, отбывавший наказание в Хабаровском крае, в 2021 году организовал в колонии ячейку АУЕ, а жители Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре участвовали в ней. Дело возбудили весной 2023 года по материалам ФСБ.
- 21 марта Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан вынес приговор Эдуарду Мингазову, Ильдару Хасанову и Роману Хегаю, которых обвиняли по ч. 1 и 2 ст. 282.2 (отметим, что на сайте суда указана только ч. 1), ч. 1 ст. 282.3, п. «а» ч. 3 ст. 163 УК (вымогательство, совершенное организованной группой). Суд установил, что один из них в 2020-2023 годах организовал ячейку АУЕ в ИК-16 в Салавате и назначил «смотрящих». Им назначены наказания от девяти до десяти лет лишения свободы в колонии особого режима с дополнительными наказаниями. О возбуждении дела СК сообщал 24 августа 2024 года.
- В марте стало известно, что 12 февраля Новочебоксарский городской суд Республики Чувашия вынес приговор Антону Ивлеву по ч. 1 ст. 282.2 УК, а Александру Быченкову, Омару Квесиешвили, Руслану Николаеву, Шахину Оруджеву, Александру Толстову и Алексею Федорову — по ч. 2 ст. 282.2 УК. По версии следствия, с которой согласился суд, с 2021 года по август 2023 года они организовывали ячейку АУЕ в ИК-3 в Новочебоксарске. Суд приговорил Ивлева к семи годам колонии строгого режима с двухлетним ограничением свободы, остальных — к срокам от двух с половиной до четырех лет с ограничением свободы на восемь месяцев..
- 7 марта Благовещенский городской суд приговорил заключенного из Амурской области А. Юдина к восьми годам колонии особого режима, полутора годам ограничения свободы и пятилетнему запрету на деятельность, связанную с руководством и участием в работе общественных объединений. Его признали виновным по ч. 1 ст. 282.2 и ч. 1 ст. 282.3 УК. По версии следствия, в одной из областных колоний Юдин организовал работу ячейки АУЕ и собирал деньги с других осужденных на ее финансирование, а также пропагандировал «воровские законы» и криминальную идеологию, координировал действия других заключенных и назначал «смотрящих».
- 5 марта Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики огласил приговор семерым обвиняемым по делу о причастности к АУЕ. Предполагаемому организатору ячейки АУЕ Арсену Матакаеву назначили семь лет колонии общего режима по ч. 1 ст. 282.2 УК и пп. «а», «г» ч. 2 ст. 163 УК (вымогательство в крупном размере, совершенное группой лиц). Шесть лет колонии общего режима назначили обвиняемому Рахибу Мамбетову — его осудили по пяти эпизодам пп. «а», «г» ч. 2 ст. 163 и по ч. 2 ст. 282.2 УК. Осужденного по этим же статьям Радмира Матакаева и Арсена Раскельдиева, ранее судимого и признанного виновным только по ч. 2 ст. 282.2 УК, приговорили к пяти годам заключения. Шамилю Раскельдиеву назначили 3 года и 6 месяцев лишения свободы по ч. 2 ст. 282.2 УК, а Тофику Тумосьянову по ч. 2 ст. 282.2 УК — на месяц меньше. Каждому подсудимому также назначено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с участием в работе общественных объединений и организаций, на год и ограничение свободы на год.
- 28 февраля Ивановский районный суд признал 39-летнего гражданина Армении, заключенного ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, виновным по ч. 1 ст. 282.2 УК. Суд счел, что осуждённый «в период отбытия наказания по приговору Московского городского суда в исправительном учреждении на территории Ивановской области, организовал деятельность общественного объединения (АУЕ)» «в целях распространения криминальной и экстремистской идеологии указанного движения». По совокупности приговоров суд назначил ему наказание в виде 11 с половиной лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с семилетним лишением права заниматься деятельностью, связанной с руководством и участием в работе общественных организаций и объединений.
- 24 февраля Кетовский районный суд Курганской области приговорил к пяти с половиной годам колонии строгого режима заключенного Р. из региональной ИК-2 в поселке Просвет. Его признали виновным по ч. 2 ст. 282.2 УК из-за причастности к ячейке АУЕ. По версии следствия, осужденный был в колонии «смотрящим» и пропагандировал идеологию запрещенной организации.
- 24 февраля Новосибирский областной суд признал Андрея Гавриленко виновным по ст. 210.1 (занятие высшего положения в преступной иерархии) и ч. 1 ст. 282.2 УК и назначил ему восемь лет и четыре месяца колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на полтора года и запретом заниматься деятельностью, связанной сруководством и участием в общественных объединениях и организациях на три года. По версии следствия, ранее судимый за кражу Гавриленко по прозвищу Андрей Молодой стал в 2022 году по рекомендации воров в законе Камо Сафаряна (Камо Горьковского) и Гилани Алиева (Гилани Седого) «положенцем» и являлся «смотрящим» за исправительными учреждениями Новосибирской области: контролировал обстановку в колониях, отвечал за пополнение «общака», занимался разрешением криминальных споров, выступая «третейским судьей», назначал доверенных лиц на нижестоящие уровни в преступной иерархии. В июле 2022 года его задержали в Санкт-Петербурге.
- 24 января Купинский районный суд Новосибирской области приговорил местного жителя Алексея Пометнева к трем годам колонии строгого режима по ч. 2 ст. 282.2 УК. По версии следствия, отбывания наказание за кражу в региональной ИК-15, Пометнев пытался организовать деятельность ячейки АУЕ на территории исправительного учреждения — в частности, вымогал деньги у других заключенных для «воровского общака».
- 20 января Карымский районный суд Забайкальского края приговорил заключенного исправительной колонии к четырем годам лишения свободы в колонии строгого режима с девятью месяцами ограничения свободы после отбывания срока, признав его виновным по ч. 2 ст. 282.2 УК в участии в деятельности АУЕ. Как сообщила пресс-служба краевого УФСБ, осужденный «вёл среди заключённых пропаганду криминальной идеологии, организовывал сбор денег в “тюремный общак” и способствовал укреплению позиций движения, в том числе с применением физического насилия».
- 13 января Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия вынес приговор по ч. 1 ст. 282.2 УК 37-летнему жителю Краснодарского края, отбывавшему наказание в мордовской колонии. По версии следствия, с которой согласился суд, в 2023 году он создал там ячейку АУЕ. Окончательное наказание, назначенное подсудимому, составило шесть лет один месяц лишения свободы в колонии особого режима.