Новости по теме

"Антиэкстремистские" поправки в избирательное законодательство приняты в третьем чтении

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

17 ноября Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", прошедшие второе чтение только за два дня до этого.

В принятом законопроекте все обратили внимание на отмену минимального порога явки на выборах, мы же отметим пункты, относящиеся к противодействию экстремистской деятельности.

В целом, эти пункты законопроекта мало изменились по сравнению с первым чтением в июле этого года. Разумеется, такая деятельность будет являться основанием для аннулировании регистрации кандидата или списка кандидатов.

Сохранился и механизм наказания кандидатов за экстремизм задним числом. В ст. 76 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" появился пункт "7ж", описывающий процедуру аннулирования регистрации кандидата в депутаты за экстремистскую деятельность, имевшую место до начала избирательной кампании, точнее - за период, равный каденции, на которую кандидат баллотируется. Вот формулировка этого пункта:

"... установление в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 32 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения".

Определение экстремизма, напомним, столь широко, что, при желании, можно обвинить в нем едва ли не кого угодно.

Впрочем, новые нормы должны, согласно ст.4 принятого законопроекта, применяться только к действиям, совершенным после вступления его в силу, так что те, кто совершил деяния, которые можно задним числом признать экстремистскими, могут пока не задумываться о прошлом.

В чем принятый в третьем чтении законопроект либеральнее того, что был принят в первом чтении, так это в том, что список кандидатов может быть снят с выборов за аналогичные деяния всего избирательного объединения, а деяния отдельного кандидата не влекут автоматически снятия списка с выборов, но объединению предлагается сперва самому исключить такого кандидата.

По общему правилу, избирком аннулирует регистрацию кандидата, а он уже затем может опротестовывать это решение в суде. С другой стороны, призывы к экстремистской деятельности, да и ряд других "антиэкстремистских" пунктов представляют собой состав уголовного преступления или хотя бы административного правонарушения. Поэтому, согласно п.12 ст.1 законопроекта, для этих и ряда других случаев устанавливается, что решение принимает не избирком, а суд по представлению прокурора.

6 декабря 2006 г. президент РФ В.Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".

Ссылки на данную статью [3]